07.11.2022
Пояснительная записка
Обоснование необходимости проекта.
Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь. Важно донести до детей мысль: спустя много – много лет люди помнят об исторических событиях, о культуре своих предков. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, подтверждая это своей повседневной деятельностью, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать разносторонне развитым человеком и гражданином общества.
В национальном проекте «Образование» определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего традиции и культуры других народов.
В основе проекта лежит формирование и развитие познавательного интереса к национальной культуре, воспитание патриотических и гражданских чувств.
Проблема, на решение которой направлен проект.
Решение проблемы воспитания патриотизма и культурного наследия детей дошкольного возраста, на сегодняшний день, является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста. Глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с раннего возраста. Процесс познания и усвоения многовековых традиций народной культуры должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери. Ребенок должен впитывать культуру своего народа, только в этом случае, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Сегодня растет новое, удивительное поколение которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о культуре нашего народа, о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать традиции своих предков, лучше всего закладывать с детства.
Актуальность
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.
Актуальность проекта обусловлена тем, что чувство любви к Родине и к культуре многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей родины.
Задачей педагога является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране. Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Воспитание уважения к труду, развитие интереса к традициям и промыслам, формирование элементарных знаний о наших предках, расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн), развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, на экскурсиях, в играх, в поездках и быту.
Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Цель и задачи проекта
Цель: приобщить детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре и культурному наследию страны в целом и родного края, в частности.
Задачи:
- Создавать условия в группе для приобщения дошкольников к истокам культуры народов, живущих в России и в поселке Буланаш.
- Воспитывать у детей интерес к родной стране, к родному поселку, природе, достопримечательностям, ярким событиям ее прошлого и настоящего, культуре и традициям народов.
- Развивать желание больше узнать о родном крае, о малой Родине (чтение литературы, путешествия, познавательные фильмы, посещение музея, экскурсии по знаменательным местам поселка).
Гипотеза – формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Тип проекта: долгосрочный
Вид проекта: педагогический, творческий, познавательно – игровой
Участники проекта: педагоги, дети 5-7 лет, родители.
Результаты реализации проекта:
− пополнение предметно-развивающей среды;
− создание условий для приобщения детей к русской народной культуре;
− пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
− расширение кругозора детей через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
− сотрудничество педагогов и родителей по приобщению к русской народной культуре.
Этапы реализации проекта
1 Этап. Подготовительный - обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.
· изучение методической литературы;
· составление плана реализации проекта;
· подбор наглядно-дидактического, наглядно-демонстрационного материалов; разработка презентаций;
· методических пособий, фотографий по тематике и т.д.
· подбор музыкальных произведений, литературных произведений;
· привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.
2 Этап. Основной – организация деятельности детей в рамках проекта.
3 Этап. Заключительный – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.
Ожидаемый результат:
У детей:
§ приобщение детей к истокам русской народной культуры; умеют различать изделия разных народных промыслов;
§ у детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.
§ дети знакомы с убранством русской избы, с особенностями жизнедеятельности людей на Руси, с русским народным костюмом, с некоторыми предметами быта, с народными промыслами;
§ хорошо ориентируются в устном народном творчестве, знают много русских народных сказок, потешек, закличек, пословиц, поговорок, считалок, загадок и народных игр;
§ легко умеют создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров, умеют лепить из пластилина.
§ хорошо знакомы русские народные музыкальные инструменты;
§ ребята с уважением и любовью относятся к родному краю, к русской народной культуре и традициям, уважают труд народных мастеров, у детей развито чувство гордости за Россию.
У родителей:
§ познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
§ познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
§ расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно- образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
Продукт реализации проекта:
§ Оформление семейной книги «Традиции русского народа в современном мире и родном поселке» совместно с детьми, родителями.
§ Изготовление лото «Предметы народного быта»
§ Выставка «Светлая пасха»
§ Мастерская «Русская народная игрушка. История и виды»
§ Выставка детского творчества по теме проекта.
§ Оформление альбома: «Народные промыслы».
§ Акции «Чистые дорожки», «Покормим птиц зимой», «Пришла Коляда - отворяй ворота!», «Каждой маме по тюльпану», «Открытка для ветерана», «Символ победы – георгиевская ленточка»
§ Картотека «Русский фольклор»
§ Фабрика «Дымковская игрушка»
§ Презентация проекта
§
Лэпбук
«Народные промыслы».
Риски и пути преодоления рисков
Риски: низкое познавательное развитие детей и низкая заинтересованность родителей.
Предупреждение рисков: для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группе клубный час по разъяснению запланированных задач по проекту «Малая Родина – тепло родной земли», привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми, заинтересовать детей в реализации проекта.
Содержание деятельности педагога.
Система мероприятий по работе с детьми.
№ |
Мероприятия |
Цели |
1. |
НОД «Это русская сторонка, это Родина моя» |
Формировать представление о стране, в которой мы живем. Учить подбирать однокоренные слова к слову родина (родной, родимый, родня, родители). Воспитывать интерес к родному краю и желание больше узнать о нем. |
2. |
НОД «Русь-матушка». |
Ознакомление детей с тем, как раньше называли и почему нашу Родину. |
3. |
«Путешествие в прошлое одежды» (история русского костюма) (игра – занятие, презентация). |
Познакомить детей с русским народным костюмом: с названиями элементов одежды, с их происхождением. Воспитывать интерес к истории русского народа. |
4. |
Просмотр презентации «Русская изба». Знакомство с предметами быта русского народа. Беседы «Быт русских людей», «В гостях хорошо, а дома лучше». |
Познакомить детей с русским крестьянским бытом, с многообразием предметов домашнего обихода. Воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания. |
5. |
Сюжетно – ролевая игра «Приходите в гости к нам - рады мы всегда гостям» |
Формирование у детей нравственно- патриотические чувства; познакомить с традицией чаепития, гостеприимством русского народа. |
6. |
Чтение и рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики». Дидактическая игра «Собери сказку». |
Продолжать знакомить детей с традициями русского народного творчества. Обратить внимание на особенности композиции сказки (присказка, зачин) |
7. |
Беседа «Обычаи и традиции на Руси». |
Расширение и углубление представлений детей о старинных семейных обычаях на Руси. |
8. |
посвященное празднику «День Семьи, Любви и верности» |
Воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью. Создать атмосферу эмоционального комфорта. |
9. |
Презентация «Зимние забавы русского народа». |
Расширить представления детей о зиме, зимних забавах, о зимних народных праздниках. |
10. |
Русские народные игры и хороводы: «Чай-чай выручай», «Пирог», «Вейся, вейся, капустка моя», «Березка», «Ручеёк». Развлечение. Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки?» (игры, упражнения в смекалке, ловкости). |
Познакомить детей с новыми русскими народными играми и хороводами. |
11. |
Беседа «Что такое народно-прикладное искусство?» Просмотр презентации «Народные промыслы России» |
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. |
12. |
Рисование «Славянская рубашка». Рисование «Хохлома. Роспись кувшина». Рисование «Гжель. Роспись тарелочек». Лепка на тему: «Дымковский петушок». Лепка из соленого теста: «Дымковский козлик» |
Создание условий для знакомства детей с народным искусством. Формировать представлений детей о народном костюме; умение составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит. Закрепить знания о народных промыслах: Дымкове, Гжели, Городце, Жостове, Хохломе. Совершенствовать навыки росписи. Развивать умение создавать композицию. |
13. |
НОД «Потешный игровой фольклор». |
Познакомить детей с понятием «фольклор». Научить отличать загадку, пословицу, поговорку, считалочку, скороговорку, потешку, закличку. Учить понимать их суть. |
14. |
НОД «Традиции Россиян» Знакомство с народными праздниками: Осенины (14 — 21 сентября) Сергей — капустник (8 октября) Кузьминки — День Кузьмы и Демьяна (14 ноября) Спиридон – солнцеворот (25 декабря) Рождество (7 января). Колядки (7 – 19 января). Макар — погодоуказник (1февраля) Масленица (4 – 10 марта) Пасха (28 апреля) |
Развивать и поддерживать интерес к традициям, обычаям, праздникам русской культуры. |
15. |
«Сказка в гостях». Импровизация русских народных сказок. |
Воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства. |
16. |
Викторина «Знаток сказок» |
Вспомнить знакомые народные сказки. |
17. |
Просмотр презентации «Русские народные музыкальные инструменты». |
Ознакомление детей с русскими народными инструментами. |
18. |
Развлечение посиделки «На завалинке». |
Помочь детям вспомнить знакомые частушки, небылицы, поговорки, заклички, народные игры, пословицы, поговорки, приметы, сказки, былины русского народа. |
19. |
Слушание в аудиозаписи народных песен. Разучивание русских народных песен «Приди весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам». |
Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа. Учить различать лирические и плясовые мелодии. |
20. |
Итоговое мероприятие по проекту: создание фотоальбома «Традиции русского народа в современном мире», |
Закрепление знаний детей о традициях русского народа. |
21. |
Показ НОД по рисованию на тему: «Дымковская игрушка» |
Развитие интереса к народному творчеству, воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров. |
Система мероприятий по работе с родителями
№ |
Мероприятия |
Цели |
1. |
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку». |
Развивать совместное творчество детей и родителей. |
2. |
Конкурс рисунков «Я люблю Буланаш» |
Развивать совместное творчество детей и родителей. |
3. |
Папки-передвижки для родителей «Как приобщить ребенка к русской культуре», «Традиции русского народа». |
Привлечение родителей к проекту. Развитие познавательного интереса детей. |
4. |
Семинар-практикум для родителей «Сказки – средство универсальное для воспитания и познания». |
Повышение педагогической культуры родителей. |
5. |
Предложить родителям почитать детям русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов - семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка- бурка», «Пахарь». |
Воспитание интереса к русскому народному творчеству; ознакомления с произведениями русского народного творчества и фольклора. |
6. |
Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, добра, значение этих понятий в нашей жизни. |
Создание единого образовательного пространства: детский сад – семья; повышение педагогической культуры родителей, профилактика детско-родительских отношений, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания, приобщения родителей к участию в жизни детского сада. |
7. |
Дать родителям задание найти материал для семейной книги «Традиции русского народа в современном мире и родном поселке». |
Привлечение родителей к созданию фотоальбома о традициях русского народа в настоящее время. |
8. |
Клубный час «Малая Родина – тепло родной земли» |
Привлечение родителей к активному участию в проекте совместно с детьми, заинтересовать детей в реализации проекта. |