Проект "Малая Родина – тепло родной земли"

07.11.2022

Пояснительная записка

Обоснование необходимости проекта.

Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь. Важно донести до детей мысль:  спустя много – много лет люди помнят об исторических событиях, о культуре своих предков. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, подтверждая это своей повседневной деятельностью, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать разносторонне развитым человеком и гражданином общества.

В национальном проекте «Образование» определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего традиции и культуры других народов.

В основе проекта лежит формирование и развитие познавательного интереса к национальной культуре, воспитание патриотических и гражданских чувств.

Проблема, на решение которой направлен проект.

Решение проблемы воспитания патриотизма и  культурного наследия детей дошкольного возраста, на сегодняшний день, является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста. Глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с раннего возраста. Процесс познания и усвоения многовековых традиций народной культуры должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери. Ребенок должен впитывать культуру своего народа, только в этом случае, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Сегодня растет новое, удивительное поколение которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о культуре нашего народа, о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать традиции своих предков, лучше всего закладывать с детства.

           

Актуальность

 

 В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

  Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.              

Актуальность проекта обусловлена тем, что чувство любви к Родине и к культуре многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей родины.

Задачей педагога является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране. Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Воспитание уважения к труду, развитие интереса к традициям и промыслам, формирование элементарных знаний о наших предках, расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн), развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, на экскурсиях, в играх, в поездках и быту.

Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

             

Цель и задачи проекта

Цель: приобщить детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре и культурному наследию страны в целом и родного края, в частности.

Задачи:

  • Создавать условия в группе для приобщения дошкольников к истокам культуры народов, живущих в России и в поселке Буланаш.
  • Воспитывать у детей интерес к родной стране, к родному поселку, природе, достопримечательностям, ярким событиям ее прошлого и настоящего, культуре и традициям народов.
  • Развивать желание больше узнать о родном крае, о малой Родине (чтение литературы, путешествия, познавательные фильмы, посещение музея, экскурсии по знаменательным местам поселка).

Гипотеза – формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Тип проекта:  долгосрочный

Вид проекта: педагогический, творческий,  познавательно – игровой

Участники проекта: педагоги, дети 5-7 лет, родители.

Результаты реализации проекта:

− пополнение предметно-развивающей среды;

− создание условий для приобщения детей к русской народной культуре;

− пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

− расширение кругозора детей через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;

− сотрудничество педагогов и родителей по приобщению к русской народной культуре.

                         

Этапы реализации проекта

 

1 Этап. Подготовительный  -  обоснование   актуальности      темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

·       изучение методической литературы;

·        составление плана реализации проекта;

·       подбор наглядно-дидактического, наглядно-демонстрационного материалов; разработка презентаций;

·       методических пособий, фотографий по тематике и т.д.

·       подбор музыкальных произведений, литературных произведений;  

·       привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и  т.д.

2 Этап. Основной – организация деятельности детей в рамках проекта.

3 Этап. Заключительный – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе. 

Ожидаемый результат:

У детей:

§     приобщение детей к истокам русской народной культуры; умеют различать изделия разных народных промыслов;

§     у детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.

§     дети знакомы с убранством русской избы, с особенностями жизнедеятельности людей на Руси, с русским народным костюмом, с некоторыми предметами быта, с народными промыслами;

§      хорошо ориентируются в устном народном творчестве, знают много русских   народных сказок, потешек, закличек, пословиц, поговорок, считалок, загадок и народных игр;

§     легко умеют создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров, умеют лепить из пластилина.

§     хорошо знакомы русские народные музыкальные инструменты;

§     ребята с уважением и любовью относятся к родному краю, к русской народной культуре и традициям, уважают труд народных мастеров, у детей развито чувство гордости   за Россию.

         У родителей:

§        познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.

§        познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.

§        расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно- образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.

Продукт реализации проекта:

§     Оформление семейной книги «Традиции русского народа в современном мире и родном поселке» совместно с детьми, родителями. 

§     Изготовление лото «Предметы народного быта»

§     Выставка «Светлая пасха»

§     Мастерская  «Русская народная игрушка. История и виды»

§     Выставка детского творчества по теме проекта.

§     Оформление альбома: «Народные промыслы».

§     Акции «Чистые дорожки», «Покормим птиц зимой», «Пришла Коляда - отворяй ворота!», «Каждой маме по тюльпану», «Открытка для ветерана», «Символ победы – георгиевская ленточка»

§     Картотека «Русский фольклор»

§     Фабрика «Дымковская игрушка» 

§     Презентация проекта

§     Лэпбук «Народные промыслы».

Риски и пути преодоления рисков

Риски: низкое познавательное развитие детей и низкая заинтересованность родителей.

Предупреждение рисков: для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группе клубный час по разъяснению запланированных задач по проекту «Малая Родина – тепло родной земли», привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми, заинтересовать детей в реализации проекта.

                                 

Содержание деятельности педагога.

 

Система мероприятий по работе с детьми.

Мероприятия

Цели

1.

НОД «Это русская сторонка, это Родина моя»

Формировать представление о стране, в которой мы живем. Учить подбирать однокоренные слова к слову родина (родной, родимый, родня, родители). Воспитывать интерес к родному краю и желание больше узнать о нем.

2.

НОД «Русь-матушка».

Ознакомление детей с тем, как раньше называли и почему нашу Родину.

3.

«Путешествие в прошлое одежды» (история русского костюма) (игра – занятие, презентация).

 Познакомить детей с русским народным костюмом: с названиями элементов одежды, с их происхождением. Воспитывать интерес к истории русского народа. 

4.

Просмотр презентации «Русская изба».

Знакомство с предметами быта       русского народа. Беседы «Быт русских людей», «В гостях хорошо, а дома лучше».

Познакомить детей с русским крестьянским бытом, с многообразием предметов домашнего

обихода. Воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания.

5.

Сюжетно  ролевая игра

«Приходите в гости к нам - рады мы всегда гостям»

Формирование у детей нравственно-

патриотические чувства;

познакомить с традицией чаепития, гостеприимством русского народа.

6.

Чтение и рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

 Дидактическая игра «Собери сказку».

Продолжать знакомить детей с традициями русского народного творчества. Обратить внимание на особенности композиции сказки (присказка, зачин)

7.

Беседа «Обычаи и традиции на Руси». 

Расширение и углубление представлений детей о старинных семейных обычаях на Руси.

8.

Развлечение для детейХочу такой сайт

посвященное празднику «День Семьи, Любви и верности»

 

Воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью. Создать атмосферу эмоционального комфорта.

9.

Презентация «Зимние забавы русского народа». 

Расширить представления детей о зиме, зимних забавах, о зимних народных праздниках.

10.

Русские народные игры и хороводы:

«Чай-чай выручай», «Пирог»,

«Вейся, вейся, капустка моя», 

«Березка», «Ручеёк».

Развлечение. Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки?» (игры, упражнения в смекалке, ловкости).

Познакомить детей с новыми русскими народными играми и хороводами.

11.

Беседа «Что такое народно-прикладное искусство?»

Просмотр презентации «Народные промыслы России»

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

12.

Рисование «Славянская

рубашка».

Рисование «Хохлома. Роспись кувшина».

Рисование «Гжель. Роспись тарелочек».           

Лепка на тему: «Дымковский петушок».

Лепка из соленого теста: «Дымковский козлик»

Создание условий для знакомства детей с народным искусством.

Формировать представлений детей о народном костюме; умение составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит.

Закрепить знания о народных промыслах: Дымкове, Гжели, Городце, Жостове, Хохломе. Совершенствовать навыки росписи. Развивать умение создавать композицию.

13.

НОД «Потешный игровой фольклор».

Познакомить детей  с понятием «фольклор». Научить отличать загадку, пословицу, поговорку, считалочку, скороговорку, потешку, закличку. Учить понимать их суть.

14.

НОД «Традиции Россиян»

Знакомство с народными праздниками:

Осенины (14 — 21 сентября)

Сергей — капустник (8 октября)

Кузьминки — День Кузьмы и Демьяна (14 ноября)

Спиридон – солнцеворот (25 декабря)

Рождество (7 января).

Колядки (7 – 19 января).

Макар — погодоуказник (1февраля)

Масленица (4 – 10 марта)

Пасха (28 апреля)

Развивать и поддерживать интерес к традициям, обычаям, праздникам русской культуры.

15.

«Сказка в гостях». Импровизация русских народных сказок.

Воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

16.

Викторина «Знаток сказок»

 

Вспомнить знакомые народные сказки.

17.

Просмотр презентации

«Русские народные музыкальные инструменты».

Ознакомление детей с русскими народными инструментами.

18.

Развлечение посиделки «На завалинке».

 

Помочь детям вспомнить знакомые частушки, небылицы, поговорки, заклички, народные игры, пословицы, поговорки, приметы, сказки, былины русского народа.

19.

Слушание в аудиозаписи народных песен. Разучивание русских народных песен «Приди весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам».

Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа. Учить различать лирические и плясовые мелодии.

20.

Итоговое мероприятие по

проекту:

создание фотоальбома «Традиции русского народа в современном мире»,

 

Закрепление знаний детей о традициях русского народа.

 

21.

Показ НОД по рисованию на тему: «Дымковская игрушка» 

Развитие интереса к народному творчеству, воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров.

 

 

 

Система мероприятий по работе с родителями

Мероприятия

Цели

1.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку».

Развивать совместное творчество детей и родителей.

2.

Конкурс рисунков «Я люблю Буланаш»

Развивать совместное творчество детей и родителей.

3.

Папки-передвижки для родителей «Как приобщить ребенка к русской культуре», «Традиции русского народа».

Привлечение родителей к проекту. Развитие познавательного интереса детей.

4.

Семинар-практикум для родителей «Сказки – средство универсальное для воспитания и познания».

 

Повышение педагогической культуры родителей.

5.

Предложить родителям  почитать детям русские народные  сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов - семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-

бурка», «Пахарь».

Воспитание интереса к русскому народному творчеству;

ознакомления с произведениями русского народного творчества и фольклора.

6.

Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, добра, значение этих понятий в нашей жизни.

Создание единого образовательного

пространства: детский сад – семья; повышение педагогической культуры родителей, профилактика детско-родительских отношений, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания, приобщения родителей к участию в жизни детского сада.

7.

Дать родителям задание найти материал для семейной книги

«Традиции русского народа в современном мире и родном поселке».

Привлечение родителей к созданию фотоальбома о традициях русского народа в настоящее время.

8.

Клубный час «Малая Родина – тепло родной земли»

Привлечение родителей к активному участию в проекте совместно с детьми, заинтересовать детей в реализации проекта.

Городецкая роспись.pdf (скачать) (посмотреть)
Народные промыслы России.pdf (скачать) (посмотреть)
русская изба.pdf (скачать) (посмотреть)
русские народ инструменты.pdf (скачать) (посмотреть)
Проект Шнырева СИ.docx (скачать)
Картотека детского игрового фольклора.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».