9. Управление и развитие

06.12.2023

В современном обществе очень часто можно услышать слово «менеджмент». В научно-методической литературе данное понятие истолковывается, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе - и образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления. «Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности».

Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления.

Первое - это организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).

Второе - культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.

Третье - это рынок, рыночные отношения, то есть взаимоотношения, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления - это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления».

Принципы управления:

1.   Лояльность к работникам.

2.    Ответственность как обязательное условие успешного управления.

3.    Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4.    Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.

5.    Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

6.    Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7.    Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

8.    Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.

9.    Честность и доверие к людям.

10.     Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.

11.    Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.

12.   Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов. Дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ) имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно-обоснованного управления.

К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Известный специалист в области психолого-педагогической деятельности Л.В. Поздняк отмечает, что при правильном руководстве учреждением управленцу важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов ДОУ на активное восприятие достижений общества в области демократии, гласности, развития самосознания.

Л.М. Денякина считает, что руководителю важно продумывать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения, определяя его назначение и место в системе образования, его основные цели, задачи и функции.

Цель управления ДОУ заключается в обеспечении его оптимального функционирования, в достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил.

Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Положением об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования, и действует на основании Устава, утверждаемого учредителем, Договора между учреждением и родителями (или иными законными представителями детей).

К свойствам управления можно отнести целеустремленность, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.

На современном этапе очень важен личностно-ориентированный подход в управлении дошкольным учреждением. Сущность этого подхода заключается в том, что для слаженной работы всего учреждения необходимо уважать каждого члена коллектива, стремиться к тому, чтобы каждый из сотрудников чувствовал себя важной деталью общего целостного организма, главная задача которого - воспитание и обучение граждан нашей страны, как здоровой, разносторонне развитой, творческой, способной к преобразующей деятельности, личности.

Основными задачами дошкольного учреждения являются:

- Охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;

-      Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;

-      Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-      Обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых;

-      Выявление и развитие индивидуальных склонностей и задатков детей;

-      Подготовка к получению основного образования на последующих уровнях;

-      Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии законодательством РФ, уставом учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

Совет дошкольного учреждения осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом об образовании, Уставом дошкольного учреждения и Положением о совете образовательного учреждения.

Основные задачи совета дошкольного учреждения:Хочу такой сайт

-      Создание совместно с руководителем дошкольного учреждения условий для обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в управлении дошкольным учреждением, приобщения к управлению педагогических работников, родителей или их законных представителей.

-      Принятие участия в разработке и реализации внутренних документов, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, органов самоуправления, права и обязанности участников воспитательно- образовательного процесса.

-          Разработка и реализация совместно с руководителем дошкольного учреждения системы мер, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы дошкольного учреждения.

-          Поддержка инициатив участников воспитательно-образовательного процесса, направленных на повышение качества образования и удовлетворение потребностей различных социальных групп заинтересованных в этом образовании.

Решения совета обязательны для выполнения педагогическими работниками дошкольного учреждения, родителями или их законными представителями.

Родительский актив является органом самоуправления дошкольного учреждения и создается из числа законных представителей воспитанников данного дошкольного учреждения.

Основными задачами родительского комитета дошкольного учреждения являются:

-      Всемерное укрепление связи между семьей и дошкольным учреждением в целях установления единства воспитательного влияния на воспитанников со стороны педагогического коллектива и семьи.

-      Привлечение родительской общественности к активному участию в жизни дошкольного учреждения, к организации совместной работы по воспитанию воспитанников.

-          Участие в организации пропаганды педагогических знаний среди родителей.

Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов родительский актив может созвать общее собрание. На общем родительском собрании обязательно присутствие руководителя дошкольного учреждения.

Педагогический совет - орган общественного управления дошкольным учреждением. Педагогический совет дошкольного учреждения действует в соответствии с Законом «Об образовании».

В компетенцию учреждения образования входят:

-       подбор, прием и расстановка кадров, повышение уровня их квалификации;

-       осуществление контроля за выполнением педагогическими работниками и обучающимися своих обязанностей;

-       материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с государственными нормативами;

-             организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

-       разработка и организация утверждения учебных планов и учебных (рабочих) программ;

-       осуществление текущего контроля за усвоением программы воспитанников учреждения образования, а также анализа результатов образовательного процесса;

-       осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и предусмотренной уставом этого учреждения образования.

Учреждение образования обязано:

-       осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами настоящего Закона, нормативными правовыми актами государственных органов, регулирующими отношения в сфере образования;

-       осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов, типовых учебных планов и учебных программ;

-       содействовать деятельности педагогических и методических объединений;

-       содействовать созданию в учреждении образования необходимых условий для работы подразделений учреждений общественного питания и здравоохранения.

Учреждение образования несет ответственность за:

-       невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

-       несоответствие качества предоставляемого образования установленным требованиям;

-       действия, повлекшие нарушения норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся (воспитанников) и работников учреждения образования, норм и правил охраны окружающей среды во время воспитательно­образовательного процесса;

-       несоблюдение норм санитарного законодательства;

-       нарушение прав и свобод воспитанников и работников учреждения образования.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1.    Управление является неотъемлемой частью любого образовательного процесса.

2.    Управление имеет свои цели, задачи, принципы и функции.

3.    Для успешного управления дошкольным учреждением необходима слаженная работа всего коллектива под руководством грамотных руководителей, основывающих свою деятельность на основе законодательства РФ, на личностном подходе к каждому участнику воспитательно-образовательного процесса.

4.    Руководители должны в своей работе использовать разнообразные методы и формы работы с коллективом, опираясь на принципы руководства.

Мониторинг деятельности МБДОУ №12 2022-2023 учебный год.pdf (скачать) (посмотреть)
Мониторинг деятельности МБДОУ №12 2022-2023 учебный год.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение о кадровом обеспечении МБДОУ №12.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».