19.11.2018
Речь педагога
«Наш дар бессмертный – речь».Такова одна из строк стихотворения И.Бунина «Слово». Он призывал даже в дни злобы и страданий оберегать столь изумительное человеческое творение, каким является речь. На Руси издавна речь в почете. Не случайно одной из первых гуманитарных наук, наряду с философией, стала риторика, предназначение которой – научить стройно и ясно излагать мысли. Нет особой надобности объяснять, что познание законов и приемов риторики имеет приоритетное значение. Наивно полагать, что ораторство как искусство речи и риторики, доступны в одинаковой мере всем. Говорить толково – реально для многих. Говорить красиво, чаруя людей своей убедительностью, – удел немногих. Такие люди всегда пользуются популярностью.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е. А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно».
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
- Качество языкового оформления речи;
- Ценностно-личностные установки педагога;
- Коммуникативная компетентность;
- Четкий отбор информации для создания высказывания;
- Ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Культурные и методические требования к речи педагога
- Строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;
- Владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.