03.02.2023
Боди перкуссия (Bоdypercussiоn) в музыкальной деятельности дошкольников
«Таланты создавать нельзя, но культуру можно
создавать, то есть почву, на которой растут и процветают таланты». Эти слова
принадлежат Льву Вячеславовичу Виноградову – профессиональному музыканту,
педагогу, психологу, автору системы музыкального воспитания детей (от 0до 18
лет) и их родителей, в которой элементарноемузицированиесочетается с движением
(«Музицирование как деятельность общения»).
Бодиперкуссия (перкуссия тела-«тело-барабан») – техника владения своим телом как
«музыкальным инструментом» с элементами танца.
Техника «Боди перкуссия» помогает ребёнку не
просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя.
Дети и танцоры, и музыканты одновременно.
Перкуссия (от лат. percussio — «постукивание»)
– многозначное слово:
1. Перкуссия — это группа ударных музыкальных инструментов,
из которых звук извлекается ударом (молоточком, палочкой, колотушкой и проч.)
или тряской (покачиванием, встряхиванием, переворачиванием и проч.) по
звучащему телу (металл, дерево, кожа, пергамент, пластик).Это самая
многочисленная группа музыкальных инструментов. К ним относятся бубен, маракас,
колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная
коробочка, кастаньеты и десятки других этнических ударных инструментов.
Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и
ансамблей.
2. Перкуссия в медицине— выстукивание больного (пальцем или молоточком)
для определения по характеру звука состояния внутренних органов.
3. Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве
музыкального инструмента, по-английски называется BodyPercussion (дословный
перевод - «тело-барабан»). Данное направление сегодня широко применяется в
музыкальном образовании в силу своей доступности.
Первые телесно-перкуссионные мелодии появились
задолго до того, как человек додумался продолжить свои руки и ноги в барабанных
палочках, вытянул губы в свирель, а вместо грудной клетки или бедер начал бить
по натянутым кожаным мембранам и дереву.
С целью коммуникации африканцы на алмазных
шахтах для разговоров между собой топали ногами в резиновых сапогах, создавая
телесно-перкуссионную технику. Так рабы на плантациях в США, лишенные
барабанов, решили общаться друг с помощью телесно-перкуссионной техники.
Немного позже перкуссия тела переросла в форму
безмолвного протеста. Во времена индустриальной революции бастующие британцы
стучали деревянными башмаками, ударяя их один о другой.
Как неотъемлемый элемент, музыка тела
сохранилась в народных танцах и песнях по всему миру.
Немецкий педагог и музыкант Карл Орф
(1895-1982) в результате музыкально-педагогической работы создал пособие по
музыкальному воспитанию «Шульверк».
Идея К. Орфа состоит в том, что в основе
обучения лежит принцип активного музицирования через активные движения.
«Самым первым инструментом человека было и
есть его тело» - говорил Карл Орф.
Так родилась система “bodypercussion” (с лат.
«звучащие жесты») - это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной
стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.
Двигательные упражнения в системе К. Орфа:
пружинящие упражнения на месте, легкие покачивания корпуса, движения рук,
сопровождающиеся «звучащими жестами».
Звучащие жесты - это звуки человеческого тела,
которые являются первым музыкальным инструментом.
К. Орф вводит 4 типа звучащих жестов (шаги,
хлопки, щелчки, шлепки) :
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми
ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по
бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по
надутым щекам).
Подобная элементарная музыка тела хороша тем,
что ее может освоить каждый. Музыка тела доступна для всех с раннего возраста.
Примеры BodyPercussion мы видим в детской игре «Ладушки».
Звучащие жесты идеальны для начального этапа
ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой».
Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и
жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание,
ритмичность.
В современное время музыкальная перкуссия тела
– это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение.
Современные виртуозы-перкуссионисты выступают
как под аккомпанемент музыкальных инструментов, так и сольно.
Все же, перкуссия тела – это коллективная
музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще
получается.
Опытный перкуссионист чередует ритмические
рисунки по разным частям его тела с добавлением «звуковых эффектов» :
• пощёчины с открытым и закрытым ртом,
• клацанье языком,
• свист,
• стук.
Оздоровительные возможности телесной перкуссии
Телесная перкуссия действует в трех областях:
• на физическом уровне она стимулирует
понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и
равновесие, имеет массажное воздействие;
• на уровне психики она улучшает концентрацию,
память и восприятие, когнитивные способности в целом;
• в социально-эмоциональной сфере она помогает
выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных
взаимодействиях.
Приемы работы с детьми в технике боди
перкуссия следующие.
Начинают работу над этой моделью с
установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми
выполняем шлепки по коленям. На этом фоне педагог начинает выразительно и
ритмично декламировать текст песни.
Затем предлагает детям повторять текст по
фразам, как эхо.
При повторениях ревой игры предлагает детям
декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда;
писклявым голосом; басом ит. д. Когда текст будет выучен и произносится детьми
свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную,
по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.01.2024
Дата обновления: 28.01.2024
Дата публикации: 03.02.2023