Боди перкуссия в музыкальной деятельности дошкольников

03.02.2023

Боди перкуссия (Bоdypercussiоn) в музыкальной деятельности дошкольников

«Таланты создавать нельзя, но культуру можно создавать, то есть почву, на которой растут и процветают таланты». Эти слова принадлежат Льву Вячеславовичу Виноградову – профессиональному музыканту, педагогу, психологу, автору системы музыкального воспитания детей (от 0до 18 лет) и их родителей, в которой элементарноемузицированиесочетается с движением («Музицирование как деятельность общения»).

Бодиперкуссия (перкуссия тела-«тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца.

Техника «Боди перкуссия» помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя. Дети и танцоры, и музыканты одновременно.

Перкуссия (от лат. percussio — «постукивание») – многозначное слово:

1. Перкуссия — это группа ударных музыкальных инструментов, из которых звук извлекается ударом (молоточком, палочкой, колотушкой и проч.) или тряской (покачиванием, встряхиванием, переворачиванием и проч.) по звучащему телу (металл, дерево, кожа, пергамент, пластик).Это самая многочисленная группа музыкальных инструментов. К ним относятся бубен, маракас, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей.

2. Перкуссия в медицине— выстукивание больного (пальцем или молоточком) для определения по характеру звука состояния внутренних органов.

3. Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется BodyPercussion (дословный перевод - «тело-барабан»). Данное направление сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.

Первые телесно-перкуссионные мелодии появились задолго до того, как человек додумался продолжить свои руки и ноги в барабанных палочках, вытянул губы в свирель, а вместо грудной клетки или бедер начал бить по натянутым кожаным мембранам и дереву.

С целью коммуникации африканцы на алмазных шахтах для разговоров между собой топали ногами в резиновых сапогах, создавая телесно-перкуссионную технику. Так рабы на плантациях в США, лишенные барабанов, решили общаться друг с помощью телесно-перкуссионной техники.

Немного позже перкуссия тела переросла в форму безмолвного протеста. Во времена индустриальной революции бастующие британцы стучали деревянными башмаками, ударяя их один о другой.

Как неотъемлемый элемент, музыка тела сохранилась в народных танцах и песнях по всему миру.

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) в результате музыкально-педагогической работы создал пособие по музыкальному воспитанию «Шульверк».

Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит принцип активного музицирования через активные движения.

«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф.

Так родилась система “bodypercussion” (с лат. «звучащие жесты») - это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.

Двигательные упражнения в системе К. Орфа: пружинящие упражнения на месте, легкие покачивания корпуса, движения рук, сопровождающиеся «звучащими жестами».

Звучащие жесты - это звуки человеческого тела, которые являются первым музыкальным инструментом.

К. Орф вводит 4 типа звучащих жестов (шаги, хлопки, щелчки, шлепки) :

• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

• притопы (всей стопой, пяткой, носком);

• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Подобная элементарная музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры BodyPercussion мы видим в детской игре «Ладушки».

Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой».

Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.

В современное время музыкальная перкуссия тела – это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение.

Современные виртуозы-перкуссионисты выступают как под аккомпанемент музыкальных инструментов, так и сольно.

Все же, перкуссия тела – это коллективная музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается.Хочу такой сайт

Опытный перкуссионист чередует ритмические рисунки по разным частям его тела с добавлением «звуковых эффектов» :

• пощёчины с открытым и закрытым ртом,

• клацанье языком,

• свист,

• стук.

Оздоровительные возможности телесной перкуссии

Телесная перкуссия действует в трех областях:

• на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;

• на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;

• в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

Приемы работы с детьми в технике боди перкуссия следующие.

Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне педагог начинает выразительно и ритмично декламировать текст песни.

Затем предлагает детям повторять текст по фразам, как эхо.

При повторениях ревой игры предлагает детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит. д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Просмотров всего: , сегодня:

Боди перкусия в музыкальной деятельности дошкольников.docx (скачать)

Дата создания: 28.01.2024

Дата обновления: 28.01.2024

Дата публикации: 03.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».