14.12.2022
В последнее время в
дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной
логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в
настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В
связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению
речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных
учреждений не специального типа.
Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
Среди последних можно
выделить:
· ухудшение
экологической обстановки;
· особенности региона
по йодо- и фторо-дефицитности;
· увеличение числа
патологий беременности;
· увеличение количества
родовых травм;
· ослабление здоровья
детей и рост детской заболеваемости;
· различные социальные
причины.
Хотелось бы отдельно
остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего,
следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши
дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и
далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего
содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.
Неправильное речевое
окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей
дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок
не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады
звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых
звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Нарушения звуковой
культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за
собой ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха,
задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа
слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и
поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном
развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Логопедическая работа
в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько
направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и
предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика
(пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование
разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция
и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное
внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую,
вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо
направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так
как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и
вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к
логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним
из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых
нарушений у детей дошкольного возраста.
По мнению многих
специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного
звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление
многих нарушений речи, а зачастую выявить у детей данного возраста другие,
более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
Мероприятия по профилактике речевых нарушений включают:
- создание необходимых условий для сохранения
физического и нервно-психического здоровья ребенка;
- заботу о сохранности его речевых органов;
- создание необходимых социально-бытовых условий
для правильного речевого развития ребенка.
Что
рекомендуют специалисты?
- Предупреждение ушибов головы.
- Предупреждение различных заболеваний, протекающих
с высокой температурой.
- Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от
попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также
своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.
- Охрана артикуляционных органов:
- предупреждение (и лечение) рахита и возможного
появления аномалий костных частей речевого аппарата;
- исключение случаев сосания пальца или
постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может
привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);
- предупреждение преждевременной потери
зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию
соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена
зубов);
- своевременное оперирование расщелин верхней губы
нёба;
- своевременное подрезание короткой уздечки языка
(не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те
звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
- охрана голосового аппарата от простуды,
попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и
напряженная речь и т.п.);
- охрана нервной системы ребенка (исключение
громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий
подход к ребенку во время любой болезни и т.д.); этот вид
профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических
речевых расстройств и в первую очередь – заикания.
В чём
заключается забота о правильном речевом развитии ребенка?
- Обеспечение благоприятного окружения как
необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений
у окружающих ребенка людей).
- Поощрение лепета ребенка мимикой радости.
- Воспитание направленности на восприятие речи
окружающих, для чего нужно больше разговаривать с ребенком, начиная с
первых дней его жизни.
- Медленное и четкое произношение взрослыми простых
слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние
окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить»
к постепенному овладению речью.
- Отчетливое произнесение взрослыми неправильно
сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное
исправление его неправильного произношения.
- Приучение ребенка смотреть во время разговора в
лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует
более точному и более быстрому её усвоению;
- Систематическое создание таких ситуаций, при
которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует
стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста ли
взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама
обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая
«разговор» с животными, игрушками и пр.
- Полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком,
лишающего его правильного образца для подражания.
- Занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее
способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного
голоса, а также предупреждает невнятность речи.
- Развитие тонкой ручной моторики, играющей
чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Если, несмотря на принятые профилактические меры,
случилось так, что в период беременности, родов или раннего развития ребенка
какие-то неблагоприятные факторы всё же имели место, то не нужно думать, что у
Вашего ребенка обязательно появятся расстройства речи.
Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает
очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию.
В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не
оставляя после себя заметных следов. Огромная и ничем незаменимая роль в такой
компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых
растет и развивается ребенок.Если же условия оставляют желать лучшего, то на
компенсацию рассчитывать не приходится, скорее наоборот – уже имеющиеся
отклонения в развитии можно усугубить.
Таким образом, если у Вас не всё благополучно обстояло
с протеканием беременности, родов или самого раннего периода развития ребенка,
то нужно, не впадая в панику, приложить все усилия к тому, чтобы создать более
благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребенка.
Очень важно своевременное принятие
лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации в
поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств,
способствующих более быстрому созреванию определенных мозговых структур и
нормализации имеющихся в них патологических процессов. Кроме того, по вопросам
речевого развития детей Вы можете проконсультироваться у логопеда в логопункте
детского сада в часы приема.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.02.2023
Дата обновления: 20.02.2023
Дата публикации: 14.12.2022