09.01.2023
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это
комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов
артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают
точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика — упражнения
для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного
звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься
артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям
артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые
дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями
звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними
начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень
полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых
говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение
звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо
выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный
контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают
губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно
увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения
выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром
и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости
ребёнка.
- Занимаясь с ребенком 3-4 летнего
возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.
- К ребенку 4-5 лет требования повышаются:
движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
- В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения
в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без
изменений.
ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика
только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но
не сможет заменить собой специалиста-логопеда.
Комплекс артикуляционной гимнастики
для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’]
1.
«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно
на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.
2.
«Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с.
Повторить 4-5 р.
3.
Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются
только губы. Повторять по 5—6 раз.
4. «Чистим зубы» — открыть широко рот,
улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая
им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться
за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются.
Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.
5.
«Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху
вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы
не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз.
6.
«Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить
потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к
горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и
двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6
движений в каждую сторону.
7.
«Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком
медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик
языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться
смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.
8. «Грибок» — приоткрыть рот, показать
зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать
так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»).
Повторить 2-3 раза.
9. «Гармошка» — сделать «грибок» и
удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая
зубы. Повторить 6-8 раз.
Комплекс артикуляционной гимнастики
для шипящих звуков [Ш], [Ж],
[Ч], [Щ]
1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы
(верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
Повторить 4-5 р.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы
сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка
пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.
4. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик
языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и
положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть
приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р.
5. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком
языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы
(нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.
6. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка
быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к
«бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5-7 с. Сделав сначала глубокий вдох.
7. «Подуй на чёлку!» — высунуть широкий кончик
языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка,
щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.
8. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться,
показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края,
образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с
Повторить 4-5 р.
Комплекс артикуляционной гимнастики
для свистящих звуков [С],
[С’], [З], [З’], [Ц]
1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы
(верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
Повторить 4-5 р.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы
сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя
челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.
4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться,
показав зубы. Затем кончиком языка « чистить зубы » изнутри, двигая им
влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за
зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6
движений в каждую сторону.
5. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик
языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на
палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и
верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются.
Повторить 4-5 р.
6. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать
зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх.
Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счет
до 5. Повторить 4-5 р.
7. «Ледяная горка» — сделать «горку» и указательным
пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и
сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться. Удерживать в таком положении
под счет до 5. Повторить 4-5 р.
8. «Горка закрывается — открывается» — сделать
«горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке,
зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы).
Выполнять под счет до 5. Повторить 4-5 р.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.02.2023
Дата обновления: 20.02.2023
Дата публикации: 09.01.2023