06.12.2023
Содержание образовательной
деятельности.
С 2-3 лет
педагог формирует у детей умения
рассказывать в 2-4 предложениях о нарисованном на картинке, об увиденном на
прогулке, активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие
умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; побуждает
детей проявлять интерес к общению со взрослыми и сверстниками, вступать в
контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя
речевые средства и элементарные этикетные формулы общения, реагировать на обращение
с использованием доступных речевых средств, отвечать на вопросы педагога с
использованием фразовой речи или формы простого предложения, относить к себе
речь педагога, обращенную к группе детей, понимать её содержание;
педагог развивает у детей умение
использовать инициативную разговорную речь как средство общения и познания
окружающего мира, употреблять в речи предложения разных типов, отражающие связи
и зависимости объектов.
С 3-4 лет
педагог развивает у детей следующие
умения: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых
литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых
игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в
игровом общении; с помощью педагога определять и называть ярко выраженные
эмоциональные состояния детей, учитывать их при общении: пожалеть, развеселить,
использовать ласковые слова. Педагог закрепляет у детей умения использовать
основные формы речевого этикета в разных ситуациях общения;
педагог способствует освоению умений
диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения педагога; сообщать о своих
впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации
общения. Педагог формирует умения у детей использовать дружелюбный, спокойный
тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться,
прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться, развивает у детей умения
отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из
2-3 простых фраз;
педагог способствует освоению умений
монологической речи: по вопросам составлять рассказ по картинке из 3-4
предложений; совместно с педагогом пересказывать хорошо знакомые сказки; читать
наизусть короткие стихотворения, слушать чтение детских книг и рассматривать
иллюстрации.
С 4-5 лет
педагог развивает у детей связную,
грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, обучает детей использовать
вопросы поискового характера («Почему?», «Зачем?», «Для чего?»); составлять
описательные рассказ из 5-6 предложений о предметах и повествовательные
рассказы из личного опыта; использовать элементарные формы объяснительной речи;
педагог развивает у детей речевое
творчество, умения сочинять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам;
составлять описательные загадки об игрушках, объектах природы; поддерживает
инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и
сверстниками; формирует умение использовать в практике общения описательные
монологи и элементы объяснительной речи;
педагог развивает у детей умения
использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения
с просьбой, поддерживает стремление детей задавать и правильно формулировать
вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи,
развивает умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о
предметах и объектах, по картинкам;
педагог помогает детям осваивать умения
вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на
вопросы, слушать ответы других детей, использовать разные типы реплик,
рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на
эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием. Педагог формирует у
детей умение участвовать в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не
перебивая собеседников, использовать средства интонационной речевой
выразительности, элементы объяснительной речи при разрешении конфликтов,
закрепляет у детей умения использовать в речи вариативные формы приветствия;
прощания; обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарности, обиды,
жалобы, формирует у детей навыки обращаться к сверстнику по имени, к взрослому
- по имени и отчеству.
С 5-6 лет
педагог способствует развитию у детей
монологической речи, формирует умение замечать и доброжелательно исправлять
ошибки в речи сверстников, обогащает представления детей о правилах речевого
этикета, развивает умение соблюдать этику общения в условиях коллективного
взаимодействия, поддерживает интерес детей к рассказыванию по собственной
инициативе, поощряет использование в диалоге разных типов реплик;
педагог помогает детям осваивать этикет
телефонного разговора, столового, гостевого этикета, этикет взаимодействия в
общественных местах; использовать невербальные средства общения (мимика, жесты,
позы); принятые нормы вежливого речевого общения; участвовать в коллективных
разговорах, использовать разные виды деятельности и речевые ситуации для
развития диалогической речи;
педагог формирует у детей умения
самостоятельно строить игровые и деловые диалоги; пересказывать литературные
произведения по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание,
пользоваться прямой и косвенной речью; с помощью педагога определять и
воспроизводить логику описательного рассказа; в описательных рассказах о
предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия;
сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью педагога
строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования; в повествовании
отражать типичные особенности жанра сказки или рассказа;
педагог развивает у детей речевое
творчество, формирует интерес к самостоятельному сочинению, созданию
разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания
к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану педагога, по модели.
Педагог закрепляет у детей умение внимательно выслушивать рассказы сверстников,
замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их; использовать элементы
речи - доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в
повседневном общении, помогает детям осваивать умения находить в текстах
литературных произведений сравнения, эпитеты; использовать их при сочинении
загадок, сказок, рассказов.
С 6-7 лет
педагог подводит детей к осознанному
выбору этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника,
цели взаимодействия, формирует умение использовать средства языковой
выразительности при сочинении загадок, сказок, стихотворений, помогает детям
осваивать умения коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений
и игровых заданий, употреблять вариативные этикетные формулы эмоционального взаимодействия
с людьми, правила этикета в новых ситуациях. Например, формирует умение
представить своего друга родителям (законным представителям), сверстникам.
Педагог использует речевые ситуации и совместную деятельность для формирования
коммуникативно-речевых умений у детей, закрепляет у детей умение пересказывать
литературные произведения по ролям, близко к тексту, от лица литературного
героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги
действующих лиц, подводит к пониманию и запоминанию авторских средств
выразительности, использованию их при пересказе, в собственной речи, умению
замечать их в рассказах сверстников;
в описательных рассказах педагог
формирует у детей умения передавать эмоциональное отношение к образам,
используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты,
гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного
рассказа; использовать разнообразные средства выразительности; формирует умение
составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного
опыта, по набору игрушек, закрепляет у детей умение строить свой рассказ,
соблюдая структуру повествования, составлять рассказы-контаминации (сочетание
описания и повествования; описания и рассуждения);
педагог развивает у детей способность
самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками
объяснительную речь, речь- доказательство, речевое планирование, помогает детям
осваивать умения самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих
рассказов. В творческих рассказах закрепляет умение использовать личный и
литературный опыт в зависимости от индивидуальных интересов и способностей;
развивает у детей умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать
им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно
и конструктивно исправлять их.