06.12.2023
Содержание образовательной
деятельности.
С 2-3 лет
педагог подводит детей к освоению
простейших умений в различении формы окружающих предметов, используя
предэталоные представления о шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и
геометрических фигур по образцу, различению и сравниванию предметов по
величине, выбору среди двух предметов при условии резких различий: большой и
маленький, длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает интерес детей к
количественной стороне различных групп предметов (много и много, много и мало,
много и один) предметов.
С 3-4 лет
педагог продолжает работу по освоению
детьми практического установления простейших пространственно-количественных
связей и отношений между предметами: больше-меньше, короче-длиннее, шире-уже,
выше-ниже, такие же по размеру; больше-меньше, столько же, поровну, не поровну
по количеству, используя приемы наложения и приложения; организует овладение
уравниванием неравных групп предметов путем добавления одного предмета к
меньшей группе или удаления одного предмета из большей группы; расширяет
диапазон слов, обозначающих свойства, качества предметов и отношений между
ними;
знакомит детей с некоторыми фигурами:
шар, куб, круг, квадрат, треугольник, активизируя в их речи данные названия;
обращает внимание на использование в быту характеристик: ближе (дальше), раньше
(позже); помогает на чувственном уровне ориентироваться в пространстве от себя:
впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева) и времени (понимать контрастные
особенности утра и вечера, дня и ночи).
С 4-5 лет
педагог формирует у детей умения считать
в пределах пяти с участием различных анализаторов (на слух, ощупь, счет
движений и другое), пересчитывать предметы и отсчитывать их по образцу и
названному числу; способствует пониманию независимости числа от формы, величины
и пространственного расположения предметов; помогает освоить порядковый счет в
пределах пяти, познанию пространственных и временных отношений (вперед, назад,
вниз, вперед, налево, направо, утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня,
завтра).
С 5-6
лет
в процессе обучения количественному и
порядковому счету в пределах десяти педагог совершенствует счетные умения
детей, понимание независимости числа от пространственно-качественных признаков,
знакомит с цифрами для обозначения количества и результата сравнения предметов,
с составом чисел из единиц в пределах пяти; подводит к пониманию отношений
между рядом стоящими числами;
педагог совершенствует умения
выстраивать сериационные ряды предметов, различающихся по размеру, в
возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти на основе непосредственного
сравнения, показывает взаимоотношения между ними; организует освоение детьми
опосредованного сравнения предметов по длине, ширине, высоте с помощью условной
меры; обогащает представления и умения устанавливать пространственные отношения
при ориентировке на листе бумаги и временные зависимости в календарных единицах
времени: сутки, неделя, месяц, год.
С 6-7 лет
педагог формирует у детей умения
использовать для познания объектов и явлений окружающего мира математические
способы нахождения решений: вычисление, измерение, сравнение по количеству,
форме и величине с помощью условной меры, создание планов, схем, использование
знаков, эталонов и другое;
в процессе специально организованной
деятельности совершенствует умения считать в прямом и обратном порядке,
знакомит с составом чисел из двух меньших в пределах первого десятка,
закрепляет знания о цифрах, развивает умение составлять и решать простые
арифметические задачи на сложение и вычитание;
обогащает представления о плоских и
объемных геометрических фигурах, совершенствует умение выделять структуру
геометрических фигур и устанавливать взаимосвязи между ними. Педагог
способствует совершенствованию у детей умений классифицировать фигуры по
внешним структурным признакам: округлые, многоугольники (треугольники,
четырехугольники и тому подобное), овладению различными способами видоизменения
геометрических фигур: наложение, соединение, разрезание и другое;
формирует представления и умение
измерять протяженность, массу и объем веществ с помощью условной меры и
понимание взаимообратных отношений между мерой и результатом измерения. Педагог
закрепляет умения ориентироваться на местности и показывает способы
ориентировки в двухмерном пространстве, по схеме, плану, на странице тетради в
клетку. Формирует представления о календаре как системе измерения времени,
развивает чувство времени, умения определять время по часам с точностью до
четверти часа.