06.12.2023
Содержание образовательной
деятельности.
С 2-3 лет
педагог демонстрирует детям и включает
их в деятельность на сравнение предметов и определение их сходства-различия, на
подбор и группировку по заданному образцу (по цвету, форме, величине).
Побуждает и поощряет освоение простейших действий, основанных на перестановке
предметов, изменении способа их расположения, количества; на действия
переливания, пересыпания. Проводит игры-занятия с использованием
предметов-орудий: сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с
водой или без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке
магнитом для «ловли» на нее небольших предметов. Организует действия с
игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком втулочек в
верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов) и тому
подобное, создает ситуации для использования детьми предметов-орудий в
самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения практических
задач;
педагог поощряет действия детей с
предметами, при ориентации на 2-3 свойства одновременно; собирание одноцветных,
а затем и разноцветных пирамидок из 4-5 и более колец, располагая их по
убывающей величине; различных по форме и цвету башенок из 2-3 геометрических
форм-вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением
рисунка на её частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих различный
размер предметов, их цвет и форму. В ходе проведения с детьми дидактических
упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы обследования формы
предметов - ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление; продолжает
поощрять появление настойчивости в достижении результата познавательных
действий.
С 3-4 лет
педагог развивает у детей
осязательно-двигательные действия: рассматривание, поглаживание, ощупывание
ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и тому подобное, расширяет
содержание представлений ребёнка о различных цветах (красный, желтый, зеленый,
синий, черный, белый), знакомит с оттенками (розовый, голубой, серый) и
закрепляет слова, обозначающие цвет. Организуя поисковую деятельность,
конкретизирует и обогащает познавательные действия детей, задает детям вопросы,
обращает внимание на постановку цели, определение задач деятельности, развивает
умения принимать образец, инструкцию взрослого, поощряет стремление
самостоятельно завершить начатое действие. Организует и поддерживает совместные
действия ребёнка со взрослым и сверстниками;
при сравнении двух предметов по одному
признаку педагог направляет внимание детей на выделение сходства, на овладение
действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства,
группировкой по заданному предметному образцу и по слову.
на основе обследовательских действий
педагог формирует у детей умение различать и называть уже известные цвета
(красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) и оттенки (розовый, голубой,
серый); знакомит с новыми цветами и оттенками (коричневый, оранжевый,
светло-зеленый). Развивает способность различать и называть форму окружающих
предметов, используя сенсорные эталоны геометрические фигуры (круг, квадрат,
овал, прямоугольник, треугольник); находить отличия и сходства между предметами
по 2-3 признакам путем непосредственного сравнения, осваивать группировку,
классификацию и сериацию; описывать предметы по 3-4 основным свойствам.
С 5-6
лет
педагог закрепляет умения детей
различать и называть все цвета спектра и ахроматические цвета, оттенки цвета,
тоны цвета, теплые и холодные оттенки; расширяет знания об известных цветах,
знакомит с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый,
темно-зеленый, сиреневый); развивает способность различать и называть
геометрические фигуры, осваивать способы воссоздания фигуры из частей, деления
фигуры на части; выделять структуру плоских геометрических фигур, использовать сенсорные
эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Посредством игровой и
познавательной мотивации педагог организует освоение детьми умений выделять
сходство и отличие между группами предметов, сравнивать предметы по 3-5
признакам, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе
зрительной оценки; совершенствует приемы сравнения, упорядочивания и
классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений.
Формирует представления о том, как люди используют цифровые средства познания
окружающего мира и какие правила необходимо соблюдать для их безопасного
использования;
педагог демонстрирует детям способы
осуществления разных видов познавательной деятельности, осуществления контроля,
самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий во
взаимодействии со сверстниками, поощряет проявление наблюдательности за
действиями взрослого и других детей. В процессе организации разных форм
совместной познавательной деятельности показывает детей возможности для обсуждения
проблемы, для совместного нахождения способов её решения, поощряет проявление
инициативы, способности формулировать и отвечать на поставленные вопросы.
С 6-7 лет
в процессе исследовательской
деятельности педагог совершенствует способы познания свойств и отношений между
различными предметами, сравнения нескольких предметов по 4-6 основаниям с
выделением сходства, отличия свойств материалов. В ходе специально
организованной деятельности осуществляет развитие у детей способности к
различению и называнию всех цветов спектра и ахроматических цветов, оттенков
цвета, умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка;
педагог поддерживает стремление детей к
самостоятельному выбору способов осуществления разных видов познавательной
деятельности, обеспечению самоконтроля и взаимоконтроля результатов
деятельности и отдельных действий во взаимодействии со сверстниками,
использованию разных форм совместной познавательной деятельности. Поощряет
умение детей обсуждать проблему, совместно находить способы её решения,
проявлять инициативу;
обогащает представления о цифровых
средствах познания окружающего мира, закрепляет правила безопасного обращения с
ними.