06.12.2023
Содержание образовательной
деятельности.
С 3-4 лет
Педагог
формирует первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми,
например, демонстрирует процессы изготовления атрибутов для игр. В процессе
взаимодействия с детьми выделяет особенности строения предметов и знакомит с
назначением их частей (например: ручка на входной двери нужна для того, чтобы
удобнее было открыть дверь и прочее). Знакомит детей с основными свойствами и
качествами материалов, из которых изготовлены предметы, знакомые ребёнку
(картон, бумага, дерево, ткань), создает игровые ситуации, вызывающие
необходимость в создании предметов из разных материалов, использует
дидактические игры с предметами и картинками на группировку по схожим
признакам, моделирует ситуации для активизации желания детей включиться в
выполнение простейших действий бытового труда. Педагог
формирует первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых
дома и в группе ДОО, поощряет желание детей соблюдать порядок при раздевании на
дневной сон (аккуратное складывание одежды), уборке рабочего места после
продуктивных видов деятельности (лепки, рисования, аппликации) и тому подобное.
Использует приемы одобрения и поощрения ребёнка при правильном выполнении
элементарных трудовых действий (убирает за собой посуду на раздаточный стол,
убирает рабочее место после занятий, собирает игрушки, помогает раздать
наглядный материал на занятие и тому подобное). Педагог
поддерживает стремления ребёнка самостоятельно выполнять отдельные действия
самообслуживания: одевание на прогулку, умывание после сна или перед приемом
пищи, элементарный уход за собой (расчесывание волос, поддержание опрятности
одежды, пользование носовым платком и тому подобное). Педагог создает условия
для приучения детей к соблюдению порядка, используя приемы напоминания,
упражнения, личного примера, поощрения и одобрения при самостоятельном и
правильном выполнении действий по самообслуживанию. Педагог
организует специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей
с целью повышения качества выполнения действий по самообслуживанию.
С 4-5 лет
Педагог знакомит
детей с содержанием и структурой процессов хозяйственно-бытового труда
взрослых, обогащает их представления, организуя специальные образовательные
ситуации с моделированием конкретных трудовых процессов взрослых, работающих в
ДОО (как музыкальный руководитель готовится к занятиям с детьми, как электрик
меняет электрические лампочки в групповой комнате, повар делает салат на обед).
Беседует с детьми, обращает внимание на целостность трудового процесса,
направленного на продуктивный результат, вызывает у детей добрые и уважительные
чувства к взрослым, которые заботятся о жизнедеятельности детей в ДОО. Педагог
поддерживает инициативу детей узнать и рассказать о трудовой деятельности
взрослых, поощряет коммуникативную активность ребёнка, связанную с желанием
рассказать о профессии мамы или папы, описать их трудовые действия, рассказать
о результатах их труда. Педагог
расширяет представление детей о предметах как результате труда взрослых, о
многообразии предметного мира материалов (металл, стекло, бумага, картон, кожа
и тому подобное), знакомит детей с ключевыми характеристиками материалов,
организуя экспериментирование способствует обогащению представлений детей об
отличительных признаках материалов для создания продуктов труда (прочный
(ломкий) материал, промокаемый (водоотталкивающий) материал, мягкий (твердый)
материал и тому подобное). Педагог
рассказывает детям о бытовой технике, помогающей взрослым организовать бытовой
труд дома: стиральная и посудомоечная машины, пылесос, мультиварка, миксер,
мясорубка; беседует с детьми о назначении бытовой техники, формирует
представление о её назначении для ускорения и облегчения процессов бытового
труда. Педагог создает
условия для позитивного включения детей в процессы самообслуживания в режимных
моментах группы, поощряет желание детей проявлять самостоятельность и
инициативность, используя приемы поощрения и одобрения правильных действий
детей, результатов процесса самообслуживания. Одобряет
действия детей, направленные на оказание взаимопомощи (помочь доделать поделку,
помочь одеться, помочь убрать со стола и тому подобное). В процессе
самообслуживания обращает внимание детей на необходимость бережного отношения к
вещам: аккуратное складывание одежды, возвращение игрушек на место после игры и
тому подобное. В процессе самообслуживания педагог напоминает детям о важности
соблюдения очередности действий в трудовом процессе для достижения
качественного результата, демонстрирует детям приемы самоконтроля для оценки
результата, поощряет действия детей, направленные на применение способов
самоконтроля в процессе выполнения действий.
С 5-6 лет
Педагог
обогащает представления детей о труде взрослых, знакомит детей дошкольного
возраста с разными видами производительного (промышленность, строительство,
сельское хозяйство) и обслуживающего (сфера досуга и отдыха, сфера культуры,
медицина, торговля) труда. Создает образовательные ситуации по ознакомлению
детей с конкретными профессиями взрослых, демонстрирует возможные связи между
профессиями, обращает внимание детей на содержание каждой профессии в
соответствии с общей структурой трудового процесса (мотив, цель, инструменты и
оборудование, содержание действий, выбор трудовых действий в соответствии с
целью, результат): продавец продает товар покупателю, рабочий на фабрике
изготавливает товар, шофер развозит товар по магазинам, грузчик разгружает
товар. Педагог
формирует представление детей о современной технике, в том числе цифровой, её
разнообразии, создает образовательные ситуации для знакомства детей с
конкретными техническими приборами, показывает, как техника способствует
ускорению получения результата труда и облегчению труда взрослых. Педагог создает
условия для знакомства детей с экономическими знаниями, рассказывает о
назначении рекламы для распространения информации о товаре, формирует
представление о финансовой грамотности человека, обсуждает с детьми назначение
денег и их участие в процессе приобретения товаров или услуг, организует
проблемные и игровые ситуации для детей, развивает умения планировать расходы
на покупку необходимых товаров и услуг, формирует уважение к труду родителей
(законных представителей). Педагог
продолжает поощрять инициативность и самостоятельность детей в процессах
самообслуживания в группе (убрать постель после сна, расставить ровно стулья за
столами в зоне учебной деятельности), создает проблемные и игровые ситуации для
развития умений выполнять отдельные трудовые действия, привлекает к решению
поставленных задач родителей (законных представителей) с целью создания дома
условий для развития умений реализовывать элементы хозяйственно-бытового
труда: вымыть тарелку после обеда, вытереть пыль в комнате, застелить кровать,
погладить носовой платок, покормить домашнего питомца и тому подобное. Педагог создает
условия для коллективного выполнения детьми трудовых поручений во время
дежурства, учит детей распределять между собой трудовые поручения для получения
единого трудового результата.
С 6-7 лет
Педагог
расширяет и углубляет представления о труде взрослых путем знакомства детей с
разными профессиями, рассказывает о современных профессиях, возникших в связи с
потребностями людей. Организует встречи детей с представителями разных
профессий, организует экскурсии с целью продемонстрировать реальные трудовые
действия и взаимоотношения специалистов на работе, организует просмотры
видеофильмов, мультфильмов, чтение художественно литературы для знакомства
детей с многообразием профессий современного человека. Организует этические
беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку
определенной профессии, раскрывает личностные качества, помогающие человеку
стать профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности.
Педагог создает
игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене
ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных
отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости,
рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги - товар
(продажа - покупка), формирует представления о реальной стоимости и цене
отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. В процессе обсуждения с
детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры
потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству,
продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.
Поощряет
инициативность и самостоятельность детей в процессах самообслуживания в группе
(убрать постель после сна, расставить ровно стулья за столами в зоне учебной
деятельности), создает проблемные и игровые ситуации для развития умений
выполнять отдельные трудовые действия, привлекает к решению поставленных задач
родителей (законных представителей) с целью создания дома условий для развития
умений реализовывать элементы хозяйственно-бытового труда: вымыть тарелку после
обеда, вытереть пыль в комнате, застелить кровать, погладить носовой платок,
покормить домашнего питомца и тому подобное.
Поддерживает
коллективное выполнения детьми трудовых поручений во время дежурства, учит
детей распределять между собой трудовые поручения для получения единого
трудового результата, знакомит детей с правилами использования инструментов
труда - ножниц, иголки и тому подобное.