01.11.2021
Важно помнить: речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте 2-3 лет
Речевая деятельность ребенка в 2-3 года претерпевает наибольшие изменения. Именно в это время происходит ее становление, нарабатывается база, на основе которой впоследствии будет происходить развитие.
Речевое развитие детей раннего возраста
Развитие идет комплексно и затрагивает многие направления. Это и расширение словаря, и работа над звукопроизношением, и процесс выстраивания связной речи (монолог и диалог). Все этапы должны происходить под родительским наблюдением и с непосредственным участием взрослых.
Упражнения на развитие фонематического слуха
Проводить занятия по развитию фонематического слуха нужно в знакомой ребенку обстановке и обязательно в игровой форме. Малыш должен понимать, что от него требуется, поэтому важно грамотное введение в игру – задать верные вопросы (короткие и максимально простые).
· Покажи, откуда идет звук? Ребенок закрывает глаза и затем жестом руки показывает, откуда доносился звук.
· Хлопни, как я. Повторяет количество хлопков за взрослым.
· Хлопни, когда услышишь песенку водички (с-с-с). Малыш из набора звуков должен выбрать необходимый.
Развитие речи у детей раннего возраста
Наибольший толчок к возникновению речи происходит при социализации ребенка. В детском саду часто встречаются уже говорящие детки, за которыми, так или иначе, тянутся остальные.
Грамматические особенности речи
В два-три года у малыша практически не сформирован грамматический строй речи. Возможны, и даже приветствуются, новые словоформы – эта особенность означает, что ребенок анализирует речь и на основе своего небольшого жизненного опыта старается подобрать подходящую форму. Ошибки в склонениях и употреблении предлогов также соответствуют возрастной норме.
Как влияет мелкая моторика на развитие речи
Одна из технологий развития речи заключается в употреблении многочисленных упражнений на мелкую моторику рук. Для построения предложения требуется овладеть моторным планированием – четко знать, что говорить и в какой последовательности. Задания, в которых требуется участие мелкой моторики рук, направлены в первую очередь на развитие моторного планирования. Таким образом, приобщение этих упражнений к общему комплексу речевого развития будет способствовать скорейшему появлению речи у малыша.
Консультация для родителей. Развитие речи детей 2-3 лет
Уроки должны быть короткими, театрализованными и насыщенными играми. Поначалу, чтобы четко следовать плану и не идти у ребенка на поводу, лучше подготовить подробный конспект.
Учим правильно подражать речи взрослых
Для правильного подражания устной речи важно, чтобы произносимые взрослым слова звучали правильно и четко. Малыш может не сразу сказать фразу целиком и правильно. Главное – даже в нечетко звучащем произношении сохранность количество слогов. Если из нескольких слогов слова ребенок выбирает и произносит один, наиболее ему удобный, – это нарушение речи, которое в данном возрасте уже необходимо лечить.
Как тренировать голосовой аппарат и развивать речь ребенка
Голосовой аппарат в раннем возрасте формируется на основе фольклорных песен и сказок. Частушки, прибаутки и другие формы песенного творчества содержат большое количество удобно произносимых гласных. Народные песни помогают увеличить количество проговариваемых на одном выдохе слов, улучшить плавность выдоха, а также познакомить малыша с русским фольклором.
Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет
Чтобы разговорить ребенка нужно:
· Не давать все вещи по первому его указательному жесту, а спрашивать: «Ты хочешь яблоко? Или апельсин?». И только после перебора нескольких вариантов, давать желаемое, стимулируя таким театральным образом развитие речи.
· Ежедневно читать с малышом короткие стихотворения и стараться их повторить.
· Устраивать некие «собрания» животных в игре и спрашивать: «Как говорит корова? А собака? А кошка?»
Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста
Артикуляционная гимнастика проводится по предварительной презентации упражнения взрослым. Основные движения:
· Надуть щеки;
· Улыбка;
· Трубочка (вытянуть губы вперед);
· Лопатка (широкий язык на нижней губе);
· Наказать непослушный язычок (верхними зубами потихоньку покусывать распластанный язык).
Упражнения и игры, которые помогут развивать речь у 2-3-летних малышей
В качестве упражнений и игр для развития речи у детей 2-3 лет используются:
· звукоподражание (животным, транспорту и т.д.);
· речевое сопровождение всех действий ребенка;
· знакомство с изображениями на картинках и в жизни. Например, на картинке изображена кошка. «Как говорит кошка? Мяу» На прогулке встретили кошку. «Вспомни, как говорит кошка?» и т.д.
Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет
К трем годам моторика рук у малыша развита слабо.
Основные пальчиковые упражнения:
· коза (указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные в кулаке);
· стол (одна рука в кулаке, вторая прямой ладонью кладется на кулак);
· стул (одна рука в кулаке, прямая ладонь второй ставится сбоку от первой);
· колечко (большой и указательный палец соединяются, образуя кольцо).
Развитие речи с детьми раннего возраста предотвращает появление дальнейших серьезных проблем, требующих консультаций со специалистами, и расширяет кругозор малыша. Главное правило занятий – игровая форма проведения и правильная речь взрослого, на которую равняется ребенок.