18.01.2021
Загадка
Есть и водный, и воздушный, Тот, что движется по суше, Грузы возит и людей. Что это? Скажи скорей! (Транспорт)
Артикуляционная гимнастика
Чтобы говорить чѐтко и красиво
Чисто и неторопливо,
Нам нужно постараться,
В упражнениях для язычка и губ потренироваться.
- Давайте представим, что наш рот – это гараж, губы – ворота гаража, зубы – замок гаража, а язык – это машина.
- Покажем, как крепко на замок закрыт гараж (оскал зубов),
- Замок на пульте управления открывается и закрывается (зубы в оскале смыкаются и размыкаются).
- Открыли гараж и замок, видим в зеркало, там стоит наша машина.
- Прежде чем еѐ мы выедем из гаража, нам нужно, что сделать?
- Правильно - завести мотор. Заводим – д-д-д-д-д. (язык стучит в верхние передние зубы)
- Машина выехала из гаража, остановилась (упражнение “Лопаточка”улыбнуться, рот приоткрыть, широкий язык положить на нижнюю губу).
- Мотор работает – д-д-д-д – ррррррррр.
- И поехала по улицам: сначала повернула налево, потом повернула направо и т.д. (язык передвигается из одного уголка губ в другой, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).
- На горку … (въехала), вниз … (съехала) и опять … (по 3 раза выполняются движения языком вверх к губам, вниз к подбородку, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).
- Приехала машина на автозаправочную станцию. Для чего? Чтобы заправиться бензином.
- Открываем топливный бак у машины (упражнение ―Трубочка‖вытянуть губы как для произношения звука «у» в образовавшееся «окошечко» просунуть свернутый трубочкой), наливаем туда бензин (втягивание воздуха по свѐрнутому желобком языку).
- Машина заправлена, можно ехать.
Далее упражнения выполняются в обратном порядке. Упражнения на развитие речевого дыхания «Чей самолёт дальше улетит?» Ребѐнок сидит за столом, перед ним бумажный самолѐтик. Вдох, пауза, на выдохе ребѐнок передвигает самолѐтик по столу. «Плывёт кораблик» Для игры нужен таз, наполненный водой, и бумажный кораблик. Ребѐнок делает вдох, затем спокойно дует на кораблик, стараясь перевести его на «другой берег». Следить, чтобы щѐки не надувались.
Пальчиковая гимнастика
Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим) В морях – корабли, ледоколы, суда, (То же пальцами другой руки) Они очень редко заходят сюда. Рассмотрите с ребенком картинки с транспортными средствами. Если транспорт едет по дороге – он наземный; Если летит по воздуху – воздушный; Если плывет по воде – водный; Если по железной дороге – железнодорожный. Поговорите о профессиях на транспорте. Рассказать, что, грузовые машины перевозят различные грузы, легковые — людей.
Игры и упражнения.
Упражнение «Подбери профессии».
На «скорой помощи» работает врач.
На пожарной машине работает…
На полицейской машине работает…
На такси работает…
На поезде работает…
На машине работает…
Упражнение «Кто чем управляет?» предлагаем детям продолжить предложения. Машинист управляет...
Водитель управляет...
Капитан управляет...
Велосипедист управляет...
Пилот управляет...
Мотоциклист управляет...
Игра “Ехали-ехали”. Образование глаголов от глагола ехать приставочным (аффиксальным) способом.
Каждый выбирает по машине. Теперь мы кто? (Водители).
Взрослый читает стишок, вы будете выполнять действия вместе со мной, вам нужно будет продолжить стишок, если я остановлюсь.
Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),
Въехали … , (съехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали),
Яму … (объехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),
Мост … (переехали) и дальше … (поехали).
Ехали, мы ехали, до дома … (доехали),
Во двор … (заехали), вот и … (приехали).
Упражнение «Транспорт» на координацию речи с движениями.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем транспорт называть. (шагать на месте).
По земле пассажиров возят (хлопать в ладоши)
Машина, автобус и поезд (вращать перед собой воображаемый руль).
Самолет идет на взлет (поднимать руки в стороны и покачивать ими)
Корабль по морю плывет (соединить ладошки, изображая нос корабля).
Упражнение «Вы, колесики, крутитесь!» на координацию речи с движениями.
Вы, колесики, крутитесь (быстро вращать руками перед грудью).
Быстро, быстро, быстро мчитесь.
Раз, два, три – остановитесь! (перестать вращать руками).
Игра «Четвертый лишний» (развитие логического мышления).
Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?
Пароход, лодка, самолет, парусник (предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).
Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.
Пароход, лодка, самолет, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолет, вертолет, ракета, велосипед.
Упражнение «Что общего?» У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель; у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве; у самолета и вертолета – …; у велосипеда и мотоцикла – …
Упражнение "Почему так называется?" на образование сложных слов.
Самолет - сам летает.
Вездеход - ... Паровоз - ... Пароход - ...
Самосвал - ... Самокат - ... Мусоровоз - …
Пешеход - … Ледокол - … Луноход - …
Автогонщик - … Электровоз - … Молоковоз - …
Цементовоз - … Бензовоз - …
Упражнение «Один — много»
Машина - машины Грузовик - грузовики Колесо - колеса Кабина - кабины Фара - фары Груз - грузы Пассажир - пассажиры. Стихи для чтения и заучивания наизусть * * * Едем с папой на машине, Есть у нас автомобиль. На просѐлочной дороге Позади клубится пыль. Я кричу: «Скорее, папа, Нажимай на тормоза, Видишь, вышла на дорогу Неучѐная коза». Мне понятно без ученья, А коза — ей не понять То, что правила движенья Нужно строго соблюдать. В. Мирясова *** Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя. Регулировщик-светофор, как дирижѐр в оркестре, Укажет он, кому идти, кому стоять на месте. Наезда можно избежать и столкновенья тоже — На перекрѐстках всех дорог нам светофор поможет. Со светофором я дружу, внимательным бываю, На красный свет я не хожу, зелѐный ожидаю. В. Мирясова Текст для пересказа
Мы остановились, и все другие автомобили остановились, трамваи остановились. Я закричал: — Почему? Мама тоже сказала: — Почему все стали? А шофѐр говорит: — Вон видите красный фонарик? Светофор? И наверху на проволоке, над улицей, мы с мамой увидали фонарик: он горел красным светом. — И долго мы стоять будем? А шофѐр говорит: — Нет. Сейчас все проедут, кому через нашу улицу надо переезжать, и поедем. И все смотрели на красный фонарик. И вдруг он загорелся жѐлтым светом. А потом зелѐным. И шофѐр сказал: — Теперь можно: зелѐный огонь. Мы поехали. Б. Житков Вопросы: Почему остановился весь транспорт на дороге? Что сказал шофѐр? Какие сигналы давал светофор? Загадки
Дом — чудесный бегунок На своей восьмѐрке ног. Бегает аллейкой По стальным двум змейкам.
(Трамвай.)
Что за чудо светлый дом? Пассажиров много в нѐм. Носит обувь из резины И питается бензином.
(Автобус.)
Что такое — отгадай: Ни автобус, ни трамвай. Не нуждается в бензине, Хотя колѐса на резине.
(Троллейбус.)
Их видно повсюду, их видно из окон, По улице движутся быстрым потоком. Они перевозят различные грузы — Кирпич и железо, зерно и арбузы.
(Грузовики.)
Этот конь не ест овса, Вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нѐм! Только лучше правь рулѐм!
(Велосипед.)
Длинной шеей поверчу, Груз тяжѐлый подхвачу. Где прикажут — положу, Человеку я служу!
(Подъёмный кран.)
К нам во двор забрался «крот», Роет землю у ворот. Сотни рук он заменяет, Без лопаты он копает.
(Экскаватор.)
Вот утюг так утюг! Ах, какой огромный! Он прошѐл — дорога вдруг Стала гладкой, ровной!
(Каток.)
Мчится огненной стрелой,
Полотно, а не дорожка,
Мчится вдаль машина. И зальѐт пожар любой Смелая дружина.
(Пожарная машина.)
Конь не конь — сороконожка. По дорожке той ползѐт, Весь обоз один везѐт.
(Поезд.)
Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет — Пять плугов тащит.
(Трактор.)
Эта сильная машина Едет на огромных шинах. Сразу полгоры убрал Семитонный…
(самосвал).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.01.2021
Дата обновления: 18.01.2021
Дата публикации: 18.01.2021