28.10.2019
Минпросвещения России от 29.03.2019 № 03-390 направило для организации работы методические рекомендации по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников. С 1 сентября 2019 года детские сады реализуют образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.
Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.
В результате дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран. Отдельный блок программы посвящен рекламе – для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.
Еще одна задача программы – помочь дошкольникам сформировать полезные экономические навыки и привычки. В частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.
Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме. На основе этих рекомендаций педагоги могут разрабатывать занятия самостоятельно. В программе даны все необходимые для этого методики и материалы».
Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания.
Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Основные задачи Программы
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Программа может быть реализована как в течение одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах)
Оптимальный режим работы с детьми по Программе — один раз в неделю подготовительная к школе группа и один раз в месяц старшая группа.
При этом необходимо в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее), в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.
По реализации нашей программы нами была проделана следующая работа:
1. Были проведены открытые занятие по познавательному развитию старший дошкольный возраст на уровне ДОУ.
2. Организация просмотров мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»
3. Просмотр презентаций «Какие бывают деньги и для чего они нужны?», «Происхождение денег», беседы «Семейный бюджет и расходы семьи»
4. Знакомство детей с пословицами и поговорками о деньгах.
5. Дидактические игры «Я выбираю» первые уроки финансовой грамотности для самых маленьких.
6. Экскурсия в Сбербанк России.
7. 12 сентября МБДОУ №12 превратился в игровую квест- площадку. Здесь проходила игра «Кошелек Бабы Яги». Кроме того, 3 команды детских садов поселка Буланаш выполняли задания Бабы Яги. В увлекательном квесте приняли участие ДОУ №12 «Юные финансисты», №18 «Любознайки», №5 «Экономисты».
- 8.Проект социально-педагогической направленности «Цо и По»
3 модуля:
«Дошкольник и экономика»;
«Английский язык»;
«Азбука безопасности»
9.28 ноября в 9.30 проведение муниципального конкурса семейных творческих работ «Первые шаги в мир экономики маленьких финансистов» для воспитанников дошкольных муниципальных образовательных Артёмовского городского округа.
10. НОД по финансовой грамотности на тему: «Поможем Буратино открыть супермаркет» для детей старшей группы.
11.НОД по финансовой грамотности на тему «Приключения в стране Экономики» для детей подготовительной к школе группы.
По завершению программных мероприятий у детей будут сформированы навыки:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека
Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому знакомимся с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги». А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова.
Считаем, что тема воспитания финансовой грамотности дошкольников своевременна и актуальна.
Нам известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей была разработана рекомендация «Дети и их карманные деньги», и рекомендован список литературы , в которых отражаются экономические аспекты. Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности.Родители помогают детям делать первые шаги по ступенькам финансовой грамотности.
Старший воспитатель МБДОУ №12 О.К.Строжкова
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.10.2019
Дата обновления: 28.10.2019
Дата публикации: 28.10.2019