Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности

28.10.2019

Минпросвещения России от 29.03.2019 № 03-390 направило для организации работы методические рекомендации по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников.  С 1 сентября 2019 года детские сады реализуют образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование            предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.

В результате дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран. Отдельный блок программы посвящен рекламе – для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.

Еще одна задача программы – помочь дошкольникам сформировать полезные экономические навыки и привычки. В частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.

Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме. На основе этих рекомендаций педагоги могут разрабатывать занятия самостоятельно. В программе даны все необходимые для этого методики и материалы».

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания.

Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Основные задачи Программы

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Программа может быть реализована как в течение одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах)

Оптимальный режим работы с детьми по Программе — один раз в неделю подготовительная к школе группа и один раз в месяц старшая группа.

При этом необходимо в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее), в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.

По реализации нашей программы нами была проделана следующая работа:

1. Были  проведены  открытые занятие по познавательному развитию старший дошкольный возраст на уровне ДОУ.

2. Организация просмотров мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»

3. Просмотр презентаций «Какие бывают деньги и для чего они нужны?», «Происхождение денег», беседы «Семейный бюджет и расходы семьи»

          4. Знакомство детей с пословицами и поговорками о деньгах.

          5.  Дидактические игры «Я выбираю» первые уроки финансовой грамотности для самых маленьких.Хочу такой сайт

                   6. Экскурсия в Сбербанк России.

7. 12 сентября   МБДОУ №12  превратился  в  игровую квест-  площадку. Здесь проходила игра «Кошелек Бабы Яги». Кроме того, 3 команды детских садов поселка Буланаш выполняли задания Бабы Яги.  В увлекательном квесте приняли участие ДОУ №12 «Юные финансисты», №18 «Любознайки», №5 «Экономисты».

- 8.Проект социально-педагогической направленности «Цо и По»

3 модуля:

«Дошкольник и экономика»;

«Английский язык»;

«Азбука безопасности»

 9.28 ноября в 9.30   проведение муниципального конкурса семейных творческих работ «Первые шаги в мир экономики маленьких финансистов» для воспитанников дошкольных муниципальных образовательных Артёмовского городского округа.

10. НОД по финансовой грамотности на тему: «Поможем Буратино открыть супермаркет» для детей старшей группы.

11.НОД по финансовой грамотности на тему «Приключения в стране Экономики» для детей подготовительной к школе группы.

По завершению программных мероприятий у детей будут сформированы навыки:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека

 

Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому знакомимся с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги». А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова.

 Считаем, что тема воспитания финансовой грамотности дошкольников своевременна и актуальна.

 Нам известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей была разработана рекомендация «Дети и их карманные деньги», и рекомендован список  литературы , в которых отражаются экономические аспекты. Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности.Родители помогают детям  делать первые шаги по ступенькам финансовой грамотности.

 

Старший воспитатель МБДОУ №12                  О.К.Строжкова


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.10.2019

Дата обновления: 28.10.2019

Дата публикации: 28.10.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».