КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ

27.03.2019

Владение собой – это настоящее искусство, которое постигается всю жизнь. Не каждый взрослый в состоянии полностью контролировать свои эмоции и поведение. Так как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции и сохранить самообладание?

В первую очередь, помогите малышу услышать и понять самого себя. Спросите, какого цвета его настроение, в какой части тела он чувствует раздражение, а в какой –печаль. Так малыш научится лучше ориентироваться в собственных ощущениях и выделять события (раздражители), которые вызывают у него те или иные эмоции.

Итак, вы вместе с ребенком разобрались в причинах его плохого настроения, и в том, какие именно ощущения он испытывает. Теперь –помогите ему преодолеть негативные эмоции.

Как правило, всех детишек родители учат, что нельзя вымещать свое раздражение и гнев на окружающих людях, животных и даже – предметах. С ранних лет нам внушают, что злиться и выражать свой гнев – плохо, априори. Малышей наказывают за агрессивные действия в отношении других людей, или за брошенный в голубя камень –что вполне объяснимо. Но, ребенок, также получает наказание за испорченную в гневе вещь. Конечно же, не стоит позволять детям портить дорогостоящие вещи из-за дурного расположения духа. Но, к сожалению, родители редко догадываются, что ребенку необходимо предложить альтернативу. И, вместо того, чтобы бить красивую посуду, можно "спустить пар" на специально заготовленных для таких целей предметах.

"Листок гнева" – отличный способ снять напряжение. В Интернете можно найти немало картинок, которые нарисованы специально для подобных случаев. Распечатайте такой листок– пусть висит в детской над рабочим местом (но не прямо перед глазами) и ждет своего часа. Чего проще: в минуту раздражения сорвать листок со стены измять, растоптать, а потом порвать на тысячу мелких кусочков и выбросить в мусорную корзину. Еще более эффективный способ: малыш должен нарисовать лист гнева сам.

Если же малыш продолжает испытывать негативные эмоции,  помогите рационализировать его обиду: вместе "разложите все по полочкам", сообща решите, как изменить ситуацию, чтобы она перестала задевать чувства ребенка. Выработав план и заручившись вашей поддержкой, он должен заметно повеселеть.

Если вы видите, что ребенок вышел из себя, предложите ему нарисовать на чистом листе объект раздражения. Пусть потом малыш пририсует обидчику зеленые усы, синяк под глазом, "закалякает" его. Или – прикрепит лист как мишень к двери и расстреляет жеваной бумагой из трубочки.

"Подушка  Бобо" – предмет для вымещения физической агрессии. Заведите специальную подушку (или – боксерскую грушу), которую ребенок мог бы от души поколотить. Можно нарисовать на ней глаза или сделать надписи "злодей", "мистер Гнус" и т.п. Но, не используйте для этих целей мягкие игрушки и кукол.

После того, как гнев и раздражение получили выход, и малыш немного успокоился, самое время обсудить случившееся. Разобрать ситуацию, разозлившую маленького человечка и вместе поискать конструктивный выход: придумайте, как быть чтобы ситуация не повторилась. Или, если велик шанс, что это, все же, случится– выработайте план, как реагировать на такое событие в следующий раз.

Чувство обиды знакомо каждому ребенку. И в отношении взрослых к детским обидам существуют 2 крайности. Первая: ребенку не позволяют выразить обиду. Стыдят. Вызывают комплекс вины, давая понять, что это – "неправильная" эмоция. "На обиженных  воду возят", "Не дуй губы – лопнешь" – часто слышит малыш, продемонстрировавший, что обижен. Итог такого отношения печален: ребенок чувствует себя "плохим", раз он испытывает осуждаемое чувство, и вынужден скрывать свои горести от родителей. Вторая: родители бросаются сломя голову выполнять любое желание ребенка, лишь бы его обида прошла, и, тем самым – растят из малыша опытного манипулятора. Детишки, привыкшие управлять родителями при помощи демонстрации обиды, даже,   будучи совершеннолетними, продолжают эмоциональный шантаж родных.

В общении с ребенком необходимо избегать этих "перегибов". Обязательно позволяйте сыну или дочери выразить свою обиду. Будьте внимательны к малышу: даже просто выслушав его, вы поможете значительно снять с него напряжение. Зачастую,  договорив, и увидев поддержку родных, ребенок понимает, что уже перестал обижаться.

Но, не поощряйте игру "в обиду". Если ребенок пытается манипулировать вами, надувая губы – не идите на поводу. Попробуйте разрядить обстановку шуткой. В случае если и это не поможет, попробуйте какое-то время не обращать  внимание на малыша: лишившись зрителей, "юный трагик" прекратит спектакль.Хочу такой сайт

Если ребенок печален, лучше всего, если вы сможете наедине поговорить о постигшем его горе. Будьте серьезны. Не шутите, даже если его беда покажется вам пустяковой. Проявите уважение к чувствам малыша. Выражайте поддержку от души, избегая банальных бесчувственных слов. Пробуйте развеселить ребенка только после того, как он скажет все, что хотел о своей беде, и, возможно, выплачется.  Телесный контакт с близким человеком чрезвычайно важен – возьмите малыша за руку, обнимите – и он почувствует себя гораздо сильнее и быстрее преодолеет печаль.

К негативным эмоциям можно отнести также тоску. Когда ребенок скучает по тому, что вернется к нему через какое-то время (мама уехала в командировку, или сам ребенок на лето покинул родной дом), то самый эффективный способ помочь преодолеть тоску и дотерпеть до долгожданного часа – чем-то увлечь малыша: предложить интересное занятия, почитать захватывающую приключенческую книгу. Можно придумать специальные "ожидательные" ритуалы на каждый день – как бы, помочь приблизить желаемое. Если же ребенок печалится по невозвратно утраченному (гибель близкого человека, смерть домашнего животного, переезд на постоянное место жительство в другую страну), позвольте отработать психологическим механизмам, связанным с утратой, оказывая ребенку поддержку.

Итак, мы рассмотрели, как помогать ребенку и себе преодолевать негативные эмоции.

Но помните, что каким бы ни было детское горе, лучшее, что поможет малышу быстрее справиться с негативными эмоциями – это его непоколебимая уверенность в вашей любви.

 

Список используемой литературы:

1.     Д.Г. Кайль «Коррекция и развитие эмоциональной сферы»

2.     Е.П. Кораблина «Психологическая помощь формирующейся личности ребенка»

3.     М.А. Панфилова «Игротерапия общения»

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.03.2019

Дата обновления: 27.03.2019

Дата публикации: 27.03.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».