18.10.2021
ДЕТИ УЖЕ ЗНАЮТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник,
смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина,
рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды,
семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная,
высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые,
шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый,
желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые,
зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.
ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся,
опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят,
осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ)
ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий,
низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая,
шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные,
вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?
ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.
РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол.
На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это
большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают
березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки.
Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой
береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки
покрыты снегом.
Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы. Они бывают высотой с десятиэтажный дом. Дерево состоит из трёх основных частей. Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы. Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке. Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.
Деревья бывают
лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а
весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа,
клён, дуб, берёза, тополь.
У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.
Кустарники похожи на
маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол,
как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают
прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это
строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель,
игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо
охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а
весной вместе с родителями сажать молодые деревца.
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес -
хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес -
лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот
лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая
роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья
(хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?
ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.
ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.
ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:
Ø Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
Ø С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Ø У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Ø Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
Ø Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
Ø Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
Ø Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Ø Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)
Ø Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)
Ø Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
РАЗМИНКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ
Деревья
Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья: (открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна. (соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»)
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза. («фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка. (показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер. (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)
Липа цветом зацвела, (собирают пальцы в щепотку — «бутон»)
Пчелок в гости позвала. (делают круговые вращения указательным пальцем — пчелы летят)
Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла. (показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка)
Шелестят листвой деревья, (трут ладони друг о друга — «шуршат»)
Словно разговор ведут, (стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут. (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц)
Прогулка в лесу
Пальчики пошли гулять, (шагаем по столу)
Раз, два, три, четыре, пять. (загибают поочередно пальчики от большого к мизинцу)
Были в поле и в лесу, (перекрещиваем руки в запястьях и растопыриваем пальчики в разные стороны)
Видели они лису. (над головой делаем острые ушки, как у лисички)
Пальчики пришли домой, (шагаем пальчиками по столу)
Пальчик потерялся: ой! (указательным одной руки прижимаем большой палец другой руки)
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины.
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет принесем.
(Отгибать пальчики. Кулачки сжимать и разжимать. Загибать пальчики.)
Вот стоит большая елка,
А на ней растут иголки.
Есть на елке также шишки,
А внизу – берлога мишки.
(Пальцы рук – «в замок», большие пальцы – верхушка.
Пальцы максимально растопырены.)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.10.2021
Дата обновления: 18.10.2021
Дата публикации: 18.10.2021