Самообразование и самосовершенствование как основа профессионального роста

01.01.2017

Самообразование и самосовершенствование как основа

профессионального роста

Современное дошкольное общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь"

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности.

А одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя - оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) — одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование.

Самообразование– это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно-методической литературы;

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений и педагогов;

Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

Формирование основ педагогического мастерства;

Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

Овладение способами проектирования воспитательно - образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого­педагогической науки и социального заказа общества;

Проявление творческого потенциала педагога;

Пропаганда своих достижений;

Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

Овладение методикой работы с детьми;

Адаптация к педагогической деятельности.

Воспитатель выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Она всегда должна быть нацелена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень.

Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию — органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.

Обобщив вышесказанное, можно обозначить следующие направления в тематике для самообразования:

какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;

вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;

углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога. Кроме того, тему нужно выбирать с учётом возрастных особенностей

группы дошкольников, с которой работает педагог. Например, для воспитателя будут актуальны следующие темы (примеры):

Группа раннего возраста и младшая группа:

- Внедрение интерактивных методов в воспитательный процесс в детском саду.

- Инновационные методики раннего развития.

- Интегрированные занятия в младшей группе: аспекты подготовки и методика проведения.

- Экологическое воспитание детей трёх-четырёх лет.

- Воспитание детей средствами устного народного творчества в воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте.

- Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного звена.

- Природа — средство воспитания младших дошкольников.

- Нетрадиционные техники рисования в работе с младшими дошкольниками.

- Развитие математических представлений у младших дошкольников.

- Формирование у младших дошкольников ключевых навыков самообслуживания.

- Развитие во второй младшей группе представлений о неживой природе (различные природные явления, сезонность, времена суток).

- Формирование у младших дошкольников ключевых культурно­гигиенических навыков.

Средняя группа:

- Театрализованная деятельность.

- Формирование стремления к здоровому образу жизни у дошкольников.

- Эмоционально-личностная сфера воспитанников средней группы ДОУ.

- Развитие речи — эффективное средство познания окружающего мира.

- Нетрадиционные техники рисования на занятиях.

- Воспитание любознательности (в процессе общения, занятий, игровой и трудовой деятельности).

- Развитие разнообразных форм общения при работе с воспитанниками средней группы.

- Развитие связной речи воспитанников средней группы (в процессе общения, игровой и трудовой деятельности).

- Развитие познавательной активности средствами математики.

- Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений.

Старшая группа:

- Развитие связной речи воспитанников старшей группы.

- Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством национально-регионального компонента.

- Дидактическая игра как средство логопедической работы в старшей группе.

- Использование личностно-ориентированной модели в обучении детей старшего дошкольного возраста.

- Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы.

- Обучение детей пяти-шести лет элементарному анализу литературного произведения.

- Традиционные техники рисования на занятиях с детьми старшей группы.

- Приёмы развития навыков безопасной жизнедеятельности в старшей группе.

- Обучение воспитанников старшей группы пересказу художественных произведений.Хочу такой сайт

Подготовительная группа:

- Процесс обучения грамоте в подготовительной группе.

- Развитие экологической культуры старших дошкольников.

- Основы нравственного воспитания.

- Формирование познавательной активности и вербального общения через ознакомление воспитанников подготовительной группы детского сада с иностранным языком.

- Правовое воспитание воспитанников.

- Нетрадиционные техники рисования на занятиях с воспитанниками.

- Формирование предпосылок учебной деятельности у воспитанников.

- Ознакомление воспитанников с биоценозом лесов, полей, лугов, водоёмов.

- Формирование у воспитанников представлений о космосе.

- Использование здоровьесберегающих технологий при работе с воспитанниками.

-


Преемственность детского сада и школы.

- Обучение творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи в подготовительной группе.

Сформулировать тему самообразования педагогу поможет опорная таблица.

Этапы работы по самообразованию

1. Информационно - подготовительный этап (вводно­ознакомительный).

Включает в себя:

- Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

- Изучение периодической печати.

- Посещение библиотек.

- Знакомство с работами других педагогов.

- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

2. Практический этап.

На данном этапе педагог может:

- Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

- Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

- Разработка конспектов занятий.

- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

- Подготовить консультации по теме.

- Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы - составление календарно - тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся.

- Разработать проект.

- Разработать опросники для диагностирования обучающихся.

- Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.

- Создать собственные методические пособия, атрибуты.

- Участвовать в работе конференций, семинаров.

3. Итоговый этап (отчет).

Формы отчета:

- Презентация проекта.

- Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.

- Мастер - классы.

- Участие в конкурсах «Педагог года», «Сотрудник года».

- Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий.

- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).

- Неделя педагогического мастерства.

- Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

- Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.Ценность знаний, полученных в ходе самообразования, заключается в их использовании на практике (так называемый практический выход).Это мастер-классы для других специалистов, открытые просмотры, различные проекты, ведение кружков, развлекательно-познавательные мероприятия. Также сюда относится составление картотеки (художественных произведений, опытов), альбома (например, по нетрадиционному рисованию), организация выставки работ воспитанников. Помимо этого, к практическим результатам относятся рефераты, доклады, консультации для родителей и коллег.

Анализ процесса самообразования можно выстроить по следующему алгоритму:

- Указать тему самообразования.

- Какие цели и задачи были поставлены.

- Как план самообразования сочетался с задачами ДОУ.

- Реализован ли план самообразования. В какой степени?

- Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

- Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.

- Планировалась и была ли проведена исследовательская работа.

- Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)

- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

- Практические результаты деятельности по самообразованию.

- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.

-Постановка новых задач.

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным»

А. Дистервег

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.11.2018

Дата обновления: 19.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».