Положение о релизации адаптированной образовательной программы МБДОУ №12.pdf

1.
Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от
29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 17 февраля 2023 года,
приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного
образования» с изменениями от 8 ноября 2022 года, Приказом Минпросвещения России от 31
июля 2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования» с изменениями от 1 декабря 2022 года, Федеральной
образовательной
программой
дошкольного
образования
(утверждена
приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28
декабря 2022 г., регистрационный № 71847); Постановлением главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», приказом Минпросвещения России от
24.11.2022 №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ», Федеральным законом «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года №181-ФЗ с
изменениями на 28 декабря 2022 года, а также с Уставом МБДОУ №12 и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность
учреждения.
Адаптированная образовательная программа ДОО (АОП) — образовательная
программа дошкольного образования, адаптированная для обучения воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью), с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных воспитанников.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образовательного
учреждения (далее – АОП ДОО) – нормативный документ ДОО, созданный группой
педагогов на базе Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ОВЗ в соответствии с психофизическими особенностями и
особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится
воспитанник. При этом адаптированию и модификации подлежат:
 Образовательная программа дошкольного образования учреждения;
 электронные средства и формы организации обучения и воспитания;
 формы организации образовательной деятельности;
 способы
образовательной работы с воспитанниками, имеющими особые
образовательные потребности (способы организации коллективной деятельности, способы
коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми
материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и др.).
Реализация АОП осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида (или ребенка
с ОВЗ) по следующим направлениям деятельности:
анализ и подбор содержания;
изменение структуры и временных рамок;
использование разных форм, методов и приемов организации образовательной
деятельности и включает в себя:

анализ требований федерального государственного образовательного
стандарта, содержания примерных программ для детей с ограниченными возможностями
здоровья;

учет особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ, в том числе с
инвалидностью (по представленным родителями (законных представителей) документам);

проектирование необходимых структурных составляющих адаптированной
образовательной программы;

определение временных границ освоения АОП ДОО;

при проектировании АОП ДОО указывается отрезок времени, покрываемый

реализацией содержания программы;

четкое формулирование цели АОП ДОО;

определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной основной
образовательной программы;

определение содержания, планирование форм реализации АОП ДОО;

планирование участия в реализации АОП детского сада различных
специалистов (воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального
руководителя, инструктора по физической культуре и др.).
Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП
ДОО родителей (законных представителей) воспитанника с ОВЗ или группы дошкольников с
ОВЗ со схожими нарушениями развития.
Решение о переводе воспитанника с ОВЗ на АОП ДОО принимается на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и по заявлению
родителей (законных представителей).
Завершается освоение АОП ДОО в том случае, если воспитанник соответствует
целевым ориентирам дошкольного образования (возрастных характеристик возможных
достижений ребенка на разных возрастных этапах дошкольного детства и к концу
дошкольного образования) или решением ПМПК.
ППк дошкольного образовательного учреждения ежегодно утверждает АОП ДОО для
воспитанников с ОВЗ (в том числе с инвалидностью).
2.
Цель и задачи АОП
Целью адаптированной образовательной программы является планирование,
организация и управление адаптированных образовательных программ дошкольного
образования в детском саду.
AОП определяет объем и содержание материала, умений и навыков, которыми
должны овладеть воспитанники с ОВЗ, имеющие различные нарушения в развитии,
оптимально распределяет время по темам.
АОП способствует совершенствованию методики проведения непосредственно
образовательной деятельности воспитанников, активизирует их познавательную
деятельность, развитие творческих способностей, что способствует применению
современных образовательных технологий.
АОП выполняет следующие основные функции:
 нормативную - документ, на основе которого осуществляется контроль освоения
программы воспитанниками;
 информационную - позволяет получить представление о целях содержания,
последовательности и сроках изучения образовательной программы;
 методическую - определяет пути достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы, используемые методы, образовательные технологии;
 организационную - определяет основные направления деятельности педагогического
коллектива и воспитанников, формы их взаимодействия, использование средств для
образовательной деятельности.
Адаптированная основная образовательная программа должна отвечать следующим
характеристикам:
 целостность - обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и
последовательности действий для реализации цели;
 актуальность - ориентация на потребности сегодняшнего дня системы образования
детей с ОВЗ;
 прогнозируемость - способность в планируемых целях и действиях проектировать
эффективные решения;
 рациональность - определение таких способов достижения цели, которые в
конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат;
 контролируемость - определение ожидаемых результатов на основе отражения
соответствующих способов их проверки;
 корректируемость - своевременное обнаружение и быстрое реагирование на
возникающие отклонения и изменения.

3.
Требования к структуре АОП
Компонентный состав структуры АОП для воспитанников с ОВЗ:
Титульный лист АОП содержит:
 информацию о ДОО, о том, когда и кем рассмотрена, согласована и утверждена
АООП;
 гриф согласования АОП
(с указанием даты, Ф.И.О. родителя (законного
представителя) ребенка с ОВЗ);
 гриф рассмотрения АОП (с указанием даты проведения и номера протокола
заседания Педагогического совета);
 гриф
утверждения программы заведующим дошкольным образовательным
учреждением (с указанием даты и номера приказа);
 полное наименование АОП с указанием категории детей, для которых она
разрабатывается;
 информацию об авторах, разработчиках АОП (ФИО педагога (-ов), возможно
указание стажа работы, категории);
 год составления АОП.
Структура АОП должна соответствовать требованиям к содержанию образовательной
программы дошкольного учреждения и содержать три раздела:
 целевой;
 содержательный;
 организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АОП, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел включает:
 пояснительную записку;
 планируемые результаты освоения воспитанниками АОП;
 систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП.
Пояснительная записка АОП содержит:
 цели и задачи реализации программы для детей с ОВЗ;
 общую характеристику АОП, в том числе нормативные документы, на основании
которых она разработана;
 категории детей с ОВЗ;
 примерные и/или комплексные программы общего образования, включая программы
для обучения и воспитания детей с ОВЗ;
 принципы и подходы к формированию АОП, значимые для разработки иреализации
АОП, в том числе специальные;
 психолого-педагогическую характеристику воспитанников с ОВЗ;
 описание особых образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ;
 планируемые результаты освоения АОП, критерии оценивания качества освоения
программ дошкольного образования.
Содержательный раздел содержит:
 описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; в соответствии с
направлениями развития воспитанника, представленными в образовательных областях;
 описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АОП с учетом
возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей, возможностей и интересов,
особых образовательных потребностей, описание взаимодействия взрослых с детьми;
 описание предметно-пространственной образовательной среды воспитанников;
 характер взаимодействия с педагогическим работником;
 характер взаимодействия с другими детьми;
 система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
 программу коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья. Программа коррекционной работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья включает цели и задачи коррекционной работы с детьми на всех

ступенях общего образования, индивидуальные образовательные программы и маршруты,
описание системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и
поддержки детей с ОВЗ, включающей комплексное обследование, мониторинг динамики
развития, коррекционную работу, механизм взаимодействия, предусматривающий общую
целевую и единую стратегическую направленность работы (внутреннее взаимодействие,
внешнее взаимодействие), рабочие программы узких специалистов, планируемые результаты
коррекционной работы.
Организационный раздел включает:
 психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ОВЗ;
 описание материально-технических условий, необходимых для данного ребенка с
ОВЗ, инвалидностью;
 особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
 организация развивающей предметно-пространственной среды;
 кадровые условия реализации программы, предусматривающие общую целевую и
единую стратегическую направленность работы (внутреннее взаимодействие, внешнее
взаимодействие);
 индивидуальный учебный план;
 распорядок или режим дня, если он имеет особенности;
 распорядок коррекционно-развивающих занятий со специалистами;
 перечень нормативных и нормативно-методических документов и литературных
источников (обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, в том числе адаптированными к особым образовательным потребностям детей с
ОВЗ, и детей-инвалидов).
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей с ОВЗ.
4.
Порядок утверждения и внесения изменений в АООП
Адаптированная основная образовательная программа разрабатывается психологомедико-педагогическими консилиумом ДОО в соответствии с федеральной АОП и настоящим
Положением и представляется для рассмотрения на Совет педагогов детского сада.
АОП рассматривается на заседании Совета педагогов, результаты рассмотрения
заносятся в протокол, затем, при условии ее соответствия установленным требованиям,
согласуется с родителями (законными представителями) воспитанника с ОВЗ.
АОП утверждается заведующим ДОО. В случае несоответствия АОП и
образовательной программы установленным требованиям производится доработка
программы.
АОП может изменяться и дополняться по решению Совета педагогов ДОО.
Основания для внесения изменений:
 обновление системы образования (изменение нормативной базы, регламентирующей
содержание дошкольного образования);
 предложения педагогических работников по результатам работы в текущем учебном
году;
 предложения Совета педагогв, администрации ДОО;
 рекомендации специалистов ПМПК.
Дополнения и изменения в АОП могут вноситься ежегодно перед началом нового
учебного года. При накоплении большого количества изменений АОП корректируются в виде
новой редакции программы.
5.
Условия реализации адаптированной образовательной программы
Реализация АОП должна предусматривать создание в ДОО специальных условий,
которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
Для реализации АОП должны быть созданы следующие условия:
 по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход,
проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в
применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции
нарушений развития (информационно-методических, технических);
 по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и педагогами-

психологами, его психологическое сопровождение;
 по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и
социальной помощи;
 по
привлечению родителей (законных представителей) в коррекционнопедагогическую деятельность.
6.
Права и обязанности родителей
Родители (законные представители) имеют право:
 защищать права и законные интересы ребенка в ДОО;
 знакомиться с АОП, вносить предложения, изменения в программу с учетом
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии);
 знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и
воспитания, образовательными технологиями, а также с результатами диагностики
индивидуального развития своих детей.
Родители (законные представители) несовершеннолетних детей обязаны:
 обеспечить получение детьми дошкольного образования;
 соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, требования локальных
нормативных актов, которые устанавливают режим занятий с детьми, порядок регламентации
образовательных отношений между дошкольным образовательным учреждением и
воспитанником и (или) их родителями (законными представителями), а также оформления
возникновения, приостановления и прекращения этихотношений;
 уважать честь и достоинство работников учреждения.
7.
Права и обязанности педагогов ДОО
Педагоги имеют право:
 принимать участие в разработке АОП;
 вносить предложения на заседания ПМПК по корректировке АОП по результатам
промежуточного мониторинга индивидуального развития ребенка;
 взаимодействовать с родителями (законными представителями ребенка) в целях
реализации АОП.
Педагоги обязаны:
 обеспечивать реализацию утвержденной АОП;
 соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их
здоровья;
 педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям,
не имеющим отношения к реализации АОП;
 педагогические
работники несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые
установлены федеральными законами.
8.
Ответственность и контроль, хранение АОП
Ответственность за полноту и качество реализации АОП возлагается на педагогов
дошкольного образовательного учреждения.
Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации AOП возлагается
на старшего воспитателя ДОО.
АОП хранится в группе, которую посещает ребенок с ОВЗ.
К АОП имеют доступ все педагогические работники и администрация детского сада.
9.
Заключительные положения
Настоящее Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья
является
локальным
нормативным
актом,

принимается на Совете педагогов ДОО и утверждается (либо вводится в действие) приказом
заведующего ДОО.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».